Устройство системы смазывания цепи бензопилы. Масла для смазки цепей

Масло для смазки цепи бензопилы. Обзор, процесс смазывания, отзывы

Масло для бензопилы

Цепная бензопила – это достаточно сложное устройство, требующее постоянного ухода и обслуживания. Часть этих работ владелец инструмента может выполнить самостоятельно, при возникновении сложных неисправностей, советуем обращаться к опытным механикам.

Производительность работы цепной бензо и электропилы зависит от многих обстоятельств. Следует учитывать мощность мотора, опыт оператора, качество пильной гарнитуры и горюче-смазочных материалов. Помимо того, современные бензопилы оборудованы автоматической смазкой цепи, без которой сейчас сложно представить даже самый дешевый инструмент.

Что собой представляет система автоматической смазки цепи, как она функционирует и от чего зависит ее исправность, мы расскажем в нашем материале. Особое внимание обратим на проблему выбора масла для смазки, познакомим с рекомендациями ведущих производителей в этом вопросе.

Система автоматической смазки цепи

Всякий кто учил физику, понимает, что в момент движения цепи по шине возникает трение, которое, в свою очередь приводит к повышению температуры в рабочей зоне и преждевременному износу деталей. Для смягчения этого процесса, необходимо постоянно смазывать рабочую зону. Собственно, с этой целью и была разработана система смазки цепи.

Оператор заливает масло в бачок, которое через маслонасос попадает на пильную гарнитуру. Система смонтирована таким образом, чтобы при повышении нагрузок масло выделялось в больших объемах, на холостых оборотах система прекращает свою деятельность.

Устройство системы автоматической смазки зависит от производителя и модели бензопилы и может иметь некоторые конструктивные различия. Впрочем, основные принципы работы, узлы и система подключения остаются неизменными.

Система автоматической смазки цепи:

  • Масляный бачок. Резервуар для заправки, в зависимости от модели, может иметь разную вместительность и располагаться в различных местах. Чаще всего, производитель размещает емкость в картере двигателя;
  • Фильтр. Устанавливается непосредственно в бачке;
  • Маслопровод. Шланг, небольшого диаметра, изготовленный из температуро и маслостойких материалов;
  • Маслонасос. Главный узел системы. Дозирует подачу масла на цепь;
  • Червячная передача. Служит для передачи усилия от двигателя бензопилы на маслонасос;
  • Шина. В данном случае, эта деталь выполняет двойное назначение. Дело в том, что в пильной шине есть каналы и пазы для прохождения смазочных материалов;

Принцип работы

При запуске двигателя и увеличении его оборотов, крутящее усилие передается на вал маслонасоса. Чем больше вы давите на акселератор, тем больше давление в маслопроводе – тем большими дозами масло поступает по маслопроводу в сторону пильной гарнитуры.

Трубка маслопровода заканчивается в точке соприкосновения картера мотора и пильной шины. Как мы уже упоминали, на ней есть пазы и масляный канал, по которому смазка поступает на цепь. В самой пильной цепи также есть проточки, которые разгоняют масло по всей шине.

Важно: система смазки функционирует независимо от степени натяжения цепи, контроль за которым осуществляется оператором.

Некоторые новые модели бензопил оснащены регуляторами подачи масла. Это удобная функция, позволяющая увеличить или уменьшить расход смазки, в зависимости от температуры окружающей среды и интенсивности работы.

Основные признаки неисправности

Как выяснить в котором режиме функционирует ваша бензопилы, исправна ли она, или появились проблемы. В наихудшем случае, двигатель просто не запустится, или заведется и сразу заглохнет.

Признаки, указывающие на то, что бензопила нуждается в ремонте:

  • При работе ощущается запах жженой древесины, стружка изменила цвет на темно-коричневый;
  • Наблюдается быстрое затупление звеньев цепи и самой шины;
  • Упала производительность работы бензопилы;
  • Уровень масла в бачке остается постоянным;

Поскольку мы выяснили, что наша бензопила имеет неисправности, пора переходить к поиску поломки. Сразу отметим, в некоторых случаях, ремонт в домашних условиях невозможен.

Поломки смазочной системы, которые возможно исправить самостоятельно:

  • Произошел обрыв маслопровода. Самое трудное диагностировать эту поломку. Но если вам все же удалось обнаружить обрыв или участок протекания масла остается просто заменить изношенную деталь;

Обзор ремонта масляного насоса китайской бензопилы

Критерии выбора масла

Многие хозяева бензопил, при появлении неисправностей, грешат на производителя инструмента, жалуются на дешевые комплектующие и некачественную сборку. Впрочем, зачастую к поломке приводит халатность самого владельца и его желание сэкономить на расходниках, в частности на масле.

А некоторые вообще идут в автомастерскую и выпрашивают литр-другой переработанного масла. Такая экономия выливается затем в достаточно ощутимые затраты на ремонт бензопилы, покупку новой цепи и других деталей.

Критерии выбора масла для смазки цепи бензопилы:

  • Индекс вязкости. Это понятие характеризует степень изменения вязкости масла при различных температурах. Лучше всего использовать масло со значением индекса от 90 до 130. При этом температура застывания должна быть на уровне -30 0 по Цельсию. Вязкость изменяется в зависимости от температуры:
  • Вязкость при +40°C: 100 мм²/с DIN 51562
  • Вязкость при +100°C: 13.5 мм²/с DIN 51562

Этим критериям отвечают масла таких известных производителей, как Liqui Moly, Dynamic, STIHL, Husqvarna.

Важные характеристики, которые стоит учитывать при выборе масла:

  • Универсальность. Многие владельцы бензопил предпочитают пользоваться универсальными маслами для смазки цепи. Это ошибочное решение. Разница температур, при работе зимой и летом, может доходить до 50 0 С. Вряд ли вы найдете достойное масло в средней ценовой категории, которое смогло бы надежно защитить цепь. Применяйте разные типы масла для работы в зимний и летний периоды;
  • Присадки. Не советуем лить в систему смазки обычное моторное масло. Дело в том, что производители смазки для бензопилы, добавляют в свою продукцию специальные присадки, которые обеспечивают более надежное смазывание цепи. По сути, капли масла буквально залипают на шине и цепи;
  • Густота. Еще одна причина, почему нельзя использовать обычные масла. Если вы заметили подтеки вокруг масляного бачка, возможно, вам нужно купить качественное масло, предназначенное для смазки цепи в бензопиле;

Важно: Многие пользователи, утверждают, что с успехом применяют трансмиссионные минеральные масла вязкостью 15-40 для лета и 10-30 для холодного периода года. Их действительно можно применять на протяжении некоторого времени, однако нужно придерживаться требований по температурному режиму и следить за чистотой маслопровода.

ТОП 5 популярных брендов

Экономия на смазочных материалах приводит к ускоренному износу деталей бензопилы, а то и к ее поломке. Мы уже отмечали, что ни в коем случае нельзя употреблять отработанные жидкости – это верный шаг уничтожению вашего инструмента. Не рекомендуется заливать дизельные масла, веретенку и другие суррогаты. Они не подходят для таких целей и плохо влияют на производительность работы и долговечность бензопилы.

Постоянное применение заменителей ускоряет износ цепи и шины на 30-40%. При использовании переработки эта цифра подымается до 60-70%. Решайте сами – есть ли смысл экономить на масле для смазки цепи бензопилы.

Рекомендуемые масла для смазки цепи:

  • Husqvarna Chain Oil. Отличное решение для работы в умеренных климатических условиях от известного производителя садовой техники;
  • Oleo-Mac Polar Lube. Хорошо зарекомендовало себя при работе в температурных режимах от -15 0 до +30 0 по Цельсию. Не загрязняет окружающую среду;
  • MANNOL Kettenoel. Обладает хорошими адгезионными свойствами, что обеспечивает качественную смазку цепи. Применяется при температурах от — 15 0 С и выше;
  • Liqui Moly Suge-Ketten. Высококачественное универсальное минеральное масло, надежно защищающее вашу бензопилу. Применяется как при высоких, так и при низких температурах;
  • STIHL ForestPlus. Отличный выбор для профессионалов. Хорошо защитит вашу цепь, при работе в тяжелых и экстремальных условиях;

Видео обзор

Обзор выбора масла для цепи

Обзор смазки цепи бензопилы

Отзывы владельцев

Семен Ступаков, 32 года, Сибирский Федеральный Округ

«Бензопила Husqvarna 142, заподозрил, что плохо смазывается цепь. Посоветовали проверить на высоких оборотах – разбрасывается ли масло. Посмотрел – вроде, что-то брызгает. Залил полные бачки топлива и масла. Бензин закончился, а масла еще полбачка – проблема. Отнес в мастерскую, а там сразу раскритиковали. Дело в том, что я лил М8, вот так сэкономил на ремонт, и цепь теперь менять.»

Николай Воротников, 69 лет, Архангельск

«Полтора года тому купил электропилу. Начитался всяких советов, и решил использовать трансмиссионное. Пока никаких проблем не обнаружилось. Цепь все еще родная, подтеков нет.»

Василий Володьков, 42 года, Тамбов

«Купил Интерскол. Сначала хотел Макиту, а потом сэкономил. Теперь мучаюсь, у этой бензопилы такая конструкция, что опилки очень быстро забивают отверстия на шине и масло на цепь не подается. Что я только не делал, как не регулировал – результат все тот же. Оказалось, от температуры деформировалась пластмассовая крышка, которая прижимает шину. Как решить возникшую проблему, пока не знаю.»

Не поступает масло на цепь бензопилы: причины и решения

При перемещении пильной цепи бензопилы в проточке шины вследствие трения выделяется большое количество тепла. Если не поступает масло на цепь бензопилы, необходимо остановить работу и принять все меры для устранения неисправности системы смазки. Сочетание больших нагрузок и перегрева гарнитуры сопровождается ее ускоренным износом и досрочным выходом из строя.

  • Все без исключения бензопилы и их электрические аналоги комплектуются однотипными по принципу действия системами, посредством которых реализуется смазка шины, пильной цепи и деталей ее привода.
  • В стандартный состав этого устройства входит резервуар, из которого цепное масло подается на вход насоса с фиксированной или регулируемой производительностью.
  • Далее рабочая жидкость в дозированном количестве поступает в проточку шины, в которой хвостовиками пильной цепи равномерно распределяется по всей гарнитуре и рабочей поверхности венца ведущей звездочки.

Шины производительных гарнитур длиной от 400 мм комплектуются ведомой звездочкой. Периодическая смазка подшипника производится индивидуально, после 6-8 часов наработки.

Признаки неисправности системы смазки

Правильный выбор расходного смазочного материала и безупречная работа системы, способствуют полноценной смазке, эффективному охлаждению пильного оборудования и полной выработке его ресурса.

Внешних признаков того, что не смазывается цепь на бензопиле несколько. Прежде всего, это:

  • постоянный уровень масла в резервуаре;
  • увеличение нагрузки на двигатель;
  • ускоренный износ режущих кромок пильных звеньев;
  • характерный запах перегретой древесины.

В самом простом варианте, причиной масляного голодания может быть засорение опилками маслопроводных каналов. Этот недостаток характерен для бюджетных гарнитур, не имеющих удобного доступа к проблемным местам.

Причины снижения производительности и эффективности системы

В нужном количестве не подается масло на цепь бензопилы по нескольким причинам. Из наиболее характерных отказов, можно назвать:

  • засорение расположенного в маслобаке фильтра;
  • механическая поломка одного из элементов червячного привода насоса;
  • зимой производительность нагнетающего устройства снижается вследствие заправки системы слишком густым маслом.

В последнем случае привода и все детали насоса работают при повышенных нагрузках, инициирующих серьезные механические повреждения.

Преимущества маслонасосов повышенного класса

Ремонтопригодность разборных насосов достаточна для восстановления работоспособности агрегата в домашних условиях.

Шестерни привода насосов бюджетных бензопил в большинстве своем полимерные. Продвинутые в плане технической оснастки фирменные модели с регулируемой производительностью комплектуются приводными механизмами, изготовленными из цветных металлов. Стоимость таких систем компенсируется экономным, до 50% расходом рабочей жидкости.

Особенность самостоятельного поиска и устранения неисправностей

Полноценный самостоятельный ремонт смазки цепи бензопилы при всех равных условиях требует знания взаимодействия всех элементов системы, наличия инструмента и слесарных навыков.

Читайте также:  Описание цепных бензопил Урал 2Т Электрон. Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию

Восстановление рабочих параметров многих бензопил предусматривает частичный или полный демонтаж комплектующего оборудования. Для выполнения сложных ремонтных работ лучше использовать возможности и технический потенциал сервисных мастерских.

Детали с сорванной резьбой и поврежденными шлицевыми соединениями, а также неразборные конструкции, которыми комплектуется система смазки популярных бензопил Штиль 180 и других однотипных моделей подлежат замене.

Если при заправленном баке масло в конструкцию гарнитуры не поступает, причину следует искать в самом насосе. Демонтаж и разборка механизма помогут выявить неисправные детали и устранить неисправность их заменой.

Проверка системы на выход масла и производительность

Загрязнение масляного фильтра проявляется существенным снижением производительности насоса. Проверить этот параметр несложно. Для этого необходимо гарнитуру работающей на рабочих оборотах пилы подержать над чистым листом бумаги.

По плотности и размерам масляной полосы можно уверенно судить о состоянии системы и сложности предстоящего ремонта.

На вопрос, почему отремонтированная система смазки работает, но не идет масло на цепь в нужном количестве — однозначного ответа нет. Причиной неудачи могут быть допущенные при сборке ошибки, сбой штатных регулировок, несоответствие плотности и вязкости выбранного состава заявленным характеристикам.

Масляное голодание гарнитуры возможно при установке на бытовую пилу с нерегулируемым насосом более длинной производительной шины, которой комплектуется бензопильная техника профессионального класса.

Специфика ремонта китайских бензопил

Значительную долю импортного бензопильного ассортимента составляет бензопильная техника китайского производства. Многие модели с большим или меньшим успехом скопированы с лучших европейских разработок.

Основное преимущество китайской продукции бюджетного сегмента — высокий уровень взаимозаменяемости запасных частей, узлов и систем. Для ремонта китайских бензопил в ряде случаев можно использовать комплектующие детали от идентичных по мощности и назначению моделей других производителей.

Система смазки цепи бензопилы

Каждая бензопила, независимо от ее модели, марки, а также класса имеет примерно одинаковое строение. Она состоит из нескольких важных узлов, среди которых и смазочная система. Без последней работа силового агрегата невозможна. За счет функционирования системы принудительной смазки, цепи инструмента снижается риск сильного износа, который гарантирован в условиях постоянного трения резного элемента о направляющую шины, неизбежного нагрева. При смазке цепного механизма смягчается трение, у оператора бензопилы потребность проводить ремонт этого элемента или его полную замену возникает гораздо реже.

Что представляет собой система принудительной смазки?

Бензопила Штиль система смазки и данный узел в других силовых агрегатах представляют собой идентичный узел, который зависит от скорости и количества оборотов сердца бензопилы, движка. Масло подается на резной элемент, а точнее на шину, дозировано. Это возможно за счет специального насоса.

Насос смазки цепи бензопилы передает на пильную гарнитуру расходный материал с высокими адгезионными характеристиками. Использовать нужно только расходный материал такого качества, так как, только он даже на максимальных оборотах цепного механизма сможет распределяться по всей шине равномерно.

Устройство смазочной системы

Система смазки цепи бензопилы, с учетом производителя инструменты, может немного отличаться по конструктивным особенностям, по использованным при создании данного узла деталям. При этом особенности не влияю на схему подключения системы, а также общее число используемых деталей.

К основным составляющим относят:

  • масляный резервуар, размещенный в картере движка;
  • фильтр бака (элемент, расположен непосредственно в резервуаре);
  • маслопровод, который выглядит, как небольшой по диаметру шланг, изготовленный из высококачественной резины;
  • сам насос, можно считать сердцем этого узла;
  • подающая усилие от движка на сердце узла червячная шестерня (передачи червячного типа).

В некоторых работах специалистов по ремонту силовых агрегатов направляющая шина описывается не просто, как пильная гарнитура, но как одна из составляющих смазочной системы. Почему так? Объяснить это можно наличием в этой шине специальных отверстий, через которые подается масло. К слову, и саму цепь можно считать участницей транспортировки смазочного расходного материала, так как этот механизм также имеет детали, связанные с распределением масла.

По какому принципу работает данный узел?

Сердце узла – насос, рассмотрим принцип его функционирования.

  1. Как только обороты двигателя увеличиваются, шестеренка главного вала при помощи червячного привода заставляет работать насосный вал.
  2. При работе насосного вала создается давление, которое передается на масляную магистраль, что и выталкивает масло по направлению к шине.
  3. Конец смазочного канала расположен на стыке картера силового агрегата и направляющей шине, где размещена продольная проточка. На последнюю и приходится смазочный канал.

Какую функцию выполняет проточка? Она обеспечивает подачу масла на направляющую шину, не важно, какой у цепи уровень натяжения. Это является гарантией тому, что масло попадет на шину даже тогда, когда она в рабочий момент расположена в нестандартном положении.

Не забывайте о том, что в процессе смазки принимает участие цепной механизм. В зависимости от конструкционных особенностей цепь имеет отверстия или проточки, через которые смазка распределяется по шине. Масло будет поступать на шину быстрее, как только обороты двигателя станут более высокими.

У определенных моделей инструмента есть насосы, которые могут дополнительно регулироваться (оператор сможет корректировать пропускную возможность насоса, в зависимости от объема работы и условий эксплуатации пилы). Если есть необходимость, подача масла уменьшается, если ее нужно увеличить, проводится соответствующая настройка.

Обязательно ознакомьтесь со статьей, где представлена особенность подачи масла на цепь бензопилы Штиль. Система может отличаться в зависимости от бренда бензопилы.

Главный плюс такой функции – возможность экономить расходный материал. К слову, если вас интересует, какое масло лить для смазки цепи бензопилы, выбирайте то, что рекомендовано производителем вашего силового агрегата.

Поломки и способны их устранения

Рассматривая виды неисправностей смазочной системы, можно выделит две их категории:

  • общие поломки, встречающиеся во всех видах силовых агрегатов;
  • индивидуальные, которые зависят от типа насоса, от особенностей передачи червячного типа, от конструкционных иных особенностей определенной бензопилы.

Важно! Если смазочная система не работает, использовать пилу не рекомендуется. Так вы испортите не только цепь, но и направляющую шину, а также главную звездочку, которая приводит к необходимости больших инвестиций в ремонт устройства.

«Симптомы» неисправной смазочной системы:

  • цепной механизм сухой, бледный, блеск отсутствует;
  • цепь после установки быстро растянулась;
  • направляющая шина нагревается, краска ее оплавляется;
  • масло остается в прежнем объеме в резервуаре, невзирая на интенсивное использование инструмента;
  • эффективность реза цепи значительно снижена.

Все это указывает на неисправность смазочной системы или на ее функционирование с перебоями.

Как проверить этот узел? Все просто.

  1. Демонтируем боковую шину.
  2. Заводим инструмент.
  3. Постепенно увеличиваем обороты, наблюдая за концом масляной магистрали.

Если расходный материал поступает, то причина проблематичной работы смазочного узла, скорее всего, кроется в засоренном фильтре, который можно почистить или же заменить на новый. По возможности после этой манипуляции подача расходного материала регулируется.

Если расходный материал не поступает, тогда нужно провести дополнительную диагностику, так как, по всей видимости, проблема серьезнее.

Обратите внимание на то, что не всегда для проверки работы смазочной системы нужно демонтировать шину. Альтернативно конец шины направляют вбок (используем чурку) с направления реза, максимизируя обороты, удерживаем шину (ее конец) в 10 сантиметрах от чурки. При подаче масла вы увидите соответствующие пятна.

Что делать, если подачи масла нет?

Как мы уже выяснили, нужно провести дополнительную диагностику. Для этого разбираем смазочную систему. Учтите, что в некоторых моделях пил это возможно при полной разборке инструмента. Так что, на всякий случай, вооружитесь соответствующими инструментами для ремонта. Если опыта по разбору пилы у вас нет, доверьте это дело профессионалу.

Когда смазочная система будет разобрана, вы сможете обнаружить одну из таких поломок:

  • оборван масляный шланг (порой видно невооруженным взглядом при предварительном изучении этой части узла), который нужно заменить;
  • нет резьбы вала, где размещен масляный насос (нужно прикрепить, заменить);
  • испорченная резьба главной шестерни насоса (устанавливается новая);
  • нет штопора основного вала (частенько проблема эта наблюдается у бензопил марки Homelite), что можно решить установкой на месте оригинального штопора, гвоздя (идеального по размеру, если есть необходимость его подрезают);
  • забитая магистраль, это решают продувкой (механически или с помощью сжатого воздуха, иногда помогает проволока);
  • забит фильтрующий элемент (очищаем или заменяем).

Обратите внимание на то, что у некоторых силовых агрегатов фирмы Штиль (например, у модели MS 180) насос разобрать нельзя, но он будет периодически засоряться. В данном случае его промывают бензином или по необходимости полностью заменяют.

Китайские пилы часто «страдают» от срезанных пазов главной шестеренки, через которую и происходит передача усилия.

Другая распространенная проблема, опять же таки, характерная для продукции марки Stihl, заключается в разгерметизации магистрали. Проблему искать нужно в той точке, где маслопровод, который идет от резервуара, входит в корпус оборудования. На такую поломку указывают подтеки масла внизу силового агрегата. Для того чтобы исправить ситуацию, рукоятку демонтируют, шланг вынимают, очищают и обезжиривают, затем посадочное место обрабатывают герметиком и снова устанавливают шланг. После этого смазочная система должна начать работать нормально.

Правила выбора масла для цепи бензопилы

Во всех современных бензопилах предусмотрен отдельный масляный контур для смазывания режущих элементов цепи.

Качество работы пилы во многом зависит от их состояния и условий работы. Поэтому фирмы, выпускающие аксессуары для бензопил, создают специальные марки масел, обеспечивающие надежное смазывание поверхности.

Какое масло нужно использовать

Широко распространено мнение, что качественное фирменное масло для цепи бензопилы надо применять только в бензиново-масляной смеси двигателя. Тем не менее выбор масла для смазки – дело нехитрое. Подойдет любое, лишь бы попадало куда надо.

Но подать смазку на цепь – полдела. Надо чтобы она удержалась на металле и осталась на нижней кромке, которой и пилят дерево. Для этой цели применяют вещества с повышенной адгезией, то есть способностью прилипать к поверхности и удерживаться на ней. Масло со слабой адгезией будет слетать с быстро вращающейся цепи, без толку забрызгивая все вокруг. Конечно, какая-то часть останется, но неизвестно, будет ли этого достаточно, чтобы при интенсивной работе цепь не перегревалась.

Важно! При всесезонной работе бензопилой нужно учитывать зависимость условий подачи масла от времени года и температуры воздуха.

Минеральные материалы, обеспечивающие смазку цепи и шины при плюсовой температуре, на морозе кристаллизуются и густеют. Это приводит к тому, что смазка будет подаваться с трудом и возрастет нагрузка на масляный насос. Срок его службы сокращается, и он может преждевременно выйти из строя. Зимой надо выбирать синтетические материалы со специальными добавками, обеспечивающими надежную смазку при морозах до -40 ℃. При небольших морозах и температурах около нуля используют полусинтетику.

Оценки применения разного масла для смазки цепей бензопил сводятся к тому, что неверный выбор способен увеличивать нагрузку на двигатель до 10%. Еще больше сокращается срок службы самой цепи и пильной шины.

Читайте также:  Бензопилы Энергомаш – качественный инвентарь по невысокой цене

В связи с тем, что в последнее время придается большое значение экологии, все чаще фирменные маслопродукты изготавливаются на основе разлагающихся веществ. А ведь при длительной работе расход цепной смазки может измеряться литрами. И для неравнодушных к природе людей это будет лишним поводом выбрать экологически безопасный продукт. Если не все равно, чем забрызгивается свой участок и какие следы остаются на древесине после распила.

Когда и как заливать

Куда заливать масло для цепи – понятно. Для этого есть отдельная емкость. В большинстве бензопил размер этой емкости рассчитывается с учетом объема бензобака пилы. При заполнении обоих бачков под завязку они пустеют примерно в одно и то же время. Поэтому рекомендуется заливать полный объем масляного бачка одновременно с заполнением топливного бака. Тогда не придется отвлекаться на долив дважды.

Перед началом работы полезно проверить, будет ли поступать масло на цепь. Для этого достаточно направить конец шины на ровную поверхность. Какая-то часть смазки слетит с края шины. Попадание капель на поверхность свидетельствует о нормальной работе системы.

При больших отрицательных температурах летнее масло густеет и его смазывающая способность ухудшается. Поэтому стоит применять марки, предназначенные для зимних условий. Если такой возможности нет, то стоит потратить время на разбавление имеющегося масла для уменьшения его густоты. Разбавлять лучше всего керосином в соотношении 1 к 4.

В некоторых моделях предусмотрена регулировка скорости подачи в смазочной системе. Она полезна для корректировки в случае смены типа смазки.

Обратите внимание! Нельзя заливать в бак смесь масел разных видов – минеральные и синтетические.

Если закончилось масло от одного производителя, а в наличии есть тот же тип, но другой фирмы, то допускается их смешение при условии немедленного использования. Оставлять подобную смесь надолго не стоит.

Смазка для звездочки

На конце шины для бензопилы находится ведомая звездочка, обеспечивающая вращение цепи. Ее тоже периодически нужно смазывать. Для этого применяются густые материалы. Можно использовать универсальную смазку STIHL. Годятся и отечественные смазки на основе литола. На шине для смазывания звездочки есть специальное отверстие. В него пресс-масленкой или шприцом нужно закачать смазку.

Следует обратить внимание, что при частой работе носком шины, например, при выборке пазов, нагрузка на звездочку увеличивается и смазывать ее нужно чаще.

Основные производители

Ведущие производители бензопил выпускают расходные материалы и смазки для них, в том числе и специально для цепей и шин. При прочих равных обстоятельствах следует отдавать предпочтение продукции производителя самой бензопилы. Но качество лучших марок таково, что применение смазок другого производителя не окажет негативного воздействия на работу.

Самыми известными марками считаются немецкая фирма STIHL, шведская Husqvarna и японская Makita. Они предоставляют достаточно широкий выбор адгезионных масел, среди которых есть такие:

  • минеральное Stihl ForestPlus предназначено для работы при температуре до -15 ℃. Стандартная фасовка – 1 и 5 л. Для длительных работ с недавних пор выпускается и в 20-литровой таре;
  • высокоэкологичное Stihl BioPlus выпускается на растительной основе. Попав в почву, быстро разлагается, не загрязняя ее. Рабочая температура также до -15 ℃. Фасовка – 1 и 3 л;
  • для низких температур подходит полусинтетическое Stihl SynthPlus, работающее применимо до -25 °.
  • Экологичные, биоразлагаемые Bio и Bio Advanced. Представляется как универсальное всесезонное масло. Вариант Bio Advanced – улучшенная стойкость к окислению и до 10 % лучше смазочные свойства;
  • Маkita. Масло Biotop;
  • адгезионное масло Champion.

Из российских марок специально для цепей есть «ЗУБР ЗМПМ-М». Встречаются и другие, менее известные производители, смазочное масло которых заметно ниже по цене.

Чем заменять дорогое масло

У специальных фирменных смазок для цепей недостатком является их высокая цена. Купить литр другой дорогого масла необременительно. А если предстоят работы, требующие нескольких литров, а то и десятков литров, – наверняка возникнут мысли об экономии. Главное, при рассмотрении вариантов не удариться в крайность. Сэкономить на масле можно до такой степени, что придется несколько раз менять цепь, а то и саму шину или масляный насос.

Существует три варианта замены. Во-первых, можно применять для смазки цепи специализированную продукцию малоизвестных производителей. Но такие масла еще надо поискать. К тому же есть риск наткнуться на некачественный продукт.

Применение масел для автомобильных двигателей. Как временную замену их можно использовать, но высокой адгезией они похвастаться не могут, поэтому качество их работы будет явно хуже специальных. По этой причине не рекомендуется применять веретенное и дизельное масла – худшие по адгезии.

И обязательно надо сказать о еще одном варианте – отработке. Так называется масло, отработавшее свой срок в двигателе, и слитое из него при замене.

На самом деле, это совсем не вариант. В отработке обязательно присутствуют металлические частицы. И если самой цепи они, может быть, и не повредят, то уж масляному насосу и всей системе смазки – наверняка. На форумах в интернете можно встретить «убойный» аргумент в пользу отработки – что советская бензопила «Дружба» вообще не имела смазки цепи и работала. Так что можно лить что угодно – и так сойдет. Ну, так и «Штиль» тоже будет работать с отработкой или вообще с несмазываемой цепью. Вопрос в том, как долго он будет работать и сколько цепей придется за этот срок сменить.

Предостережение тем, у кого бензопила находится на гарантийном сроке. Мастера гарантийных мастерских умеют выявлять случаи применения некачественной смазки цепи. Особенно при использовании отработки. Отказ от ремонта по гарантии последует незамедлительно.

Масло не поступает на цепь, каковы причины

Не всегда во время работы можно сразу увидеть, что масло на цепь бензопилы не подается. Признаки отсутствия смазки:

  • уровень в бачке не понижается;
  • распил идет с трудом, сопровождаясь запахом горелого дерева;
  • с кончика шины бензопилы не слетают масляные капельки.

Обнаружив неисправность масляной системы, нужно установить ее причину. Таковых немного – засорение, обрыв шланга или неисправность масляного насоса.

Чаще всего засоряется грязью и опилками канал маслоподачи. Продувки воздухом или прочистки тонкой проволокой достаточно для устранения неисправности. В масляном бачке есть свой внутренний фильтр. При использовании нормального масла его засорение маловероятно, а при заливке отработке – вполне возможно. Придется прочищать.

Может оказаться поврежденным или совсем оборваться масляный шланг. Временно можно заклеить поврежденное место, но надежней будет заменить на новый.

И самая серьезная проблема – поломка масляного насоса. Причины могут быть разные – износились зубья червячной шестерни, произошло заклинивание плунжера и другие. Снять насос и заменить поврежденную деталь самостоятельно будет непросто. Надежней и проще обратиться в сервисный центр.

Какое масло лучше использовать для смазки цепи бензопилы

Гарантией длительного срока службы бензопилы могут стать не столько мощностные характеристики инструмента, сколько надлежащий способ использования и соблюдение правил обращения с ней. В первую очередь это касается цепи. Правильный уход за ней поможет сохранить режущие качества на протяжении не одного десятка лет. Он подразумевает не только соблюдение технологии работы с инструментом, также нужно тщательно подбирать масло для цепи бензопилы, использовать которое рекомендуется регулярно.

Как выбрать цепь

Подобрать цепь поможет изучение их типологии. Важными критериями различия являются:

  1. Шаг зубьев. Данный параметр измеряется в дюймах. Наиболее распространенными размерами считаются 0,325, 0,375 и 0,404. Каждый из них выбирается в зависимости от поставленных задач. Чем меньше указанный параметр, тем меньшей будет продуктивность, а значит, не нужно будет прикладывать много усилий. Поэтому необходимо приобретать цепь, мощность которой соответствовала бы бензопиле.
  2. Толщина хвостика, ведущего звена, что означает возможность выбора изделия под разные шины. Хвостик толщиной 1,1 мм присутствует только на маленьких цепях для бытовых пил. Самым популярным является размер в 1,3 мм. Такая модель может присутствовать даже на полупрофессиональных устройствах.
  3. Глубина выпила и высота профиля. От этого параметра зависит производительность устройства. Всегда есть возможность увеличить значение, если спилить ограничители возле каждого резца. Есть два варианта для выбора: 0,025” (0,635 мм) и 0,03” (0,762 мм). Наличие цепи высокопрофильного типа делает бензопилу агрессивной и выбрирующей. Сохранить баланс между высокой продуктивностью и низкой вибрацией поможет изделие с небольшим шагом хвостиков.
  4. Длина цепи, шины и количество зубьев. Выбор данного параметра напрямую зависит от мощностных характеристик бензопилы. Причем лучшие пилы не всегда характеризуются увеличенным количеством зубьев и размером шины.
  5. Типы режущих звеньев. Виды цепей по этой характеристике: чизельные и чипперные. Первый вариант является наиболее оптимальным из-за прямой рабочей поверхности, что позволяет равномерно врезаться в древесину. Заточить такие звенья сложно, а если будут присутствовать даже совсем маленькие отклонения от верхних углов, работоспособность цепи будет снижена. Чипперные имеют худшие режущие характеристики, но более устойчивы к любого рода загрязнениям и легче поддаются заточке.
  6. Последовательность звеньев. Популярной является модель с одним режущим звеном и двумя хвостиками. Но возможны и нестандартные варианты: с полуприпуском — между каждой второй парой рабочих зубьев вставляется только одно соединительное звено, с припуском — звено устанавливается между всеми соседними зубьями. Это позволяет уменьшить стоимость. Но вместе с этим агрессивность и производительность снижаются, а износ увеличивается, в том числе и бензопилы.
  7. Способ распила материала. Изделия с продольным и поперечным распилом позволяют вести шину вдоль и поперек волокон в зависимости от потребности. Отличаются они углом заточки режущих звеньев.

Как установить цепь

Длительный срок эксплуатации устройства возможен не только при условии тщательного подбора составляющих для нее, правильной должна быть и установка цепи на бензопилу. К тому же рано или поздно может потребоваться замена цепи. При этом необходимо думать о безопасности, в частности проводить работы в специальных защитных перчатках. Чтобы «одеть» пилу, нужно выполнять действия в такой последовательности:

  1. Подготовить поверхность для работы. Правильно поставить цепь можно на столе или на другой удобной и ровной поверхности. Дополнительно поверхность можно застелить ковриком.
  2. Барашковую гайку на корпусе нужно открутить, после чего снять крышку звездочки.
  3. Последнюю надо повернуть вправо до упора. После этого постепенно надеть цепь поверх шины, при этом работы лучше начинать с ее вершины. На каждом этапе рекомендуется следить за правильностью направления цепи.
  4. Цепь развернуть так, чтобы шина была поверх нее. На данном этапе резец, расположенный на верхушке шины, должен быть обращен вперед, а не в сторону. Это говорит о том, что направленность движения правильная, а местоположение точное.
  5. Шину надеть на звездочку.
  6. После этого надеть крышку цепной звездочки на двигательный блок, повернуть барашковую гайку до упора, но при этом крышку звездочки затягивать полностью не надо.
  7. Зажимной винт открутить, для чего нужно поворачивать его в направлении вершины шины, при этом цепные звенья должны попадать в соответствующие углубления.
  8. Закрутить барашковую гайку до фиксации.
  9. Проверить деталь на наличие провисания и перетянутости, при необходимости натянуть еще или ослабить.
Читайте также:  Обкатка бензопилы. Рекомендации и особенности обкатки бензопил

Почему слетает и рвется цепь

Если с бензопилы слетает цепь или она рвется, это означает, что в устройстве есть какие-то неполадки, в нормальных условиях она этого делать не должна. Есть три причины, почему слетает цепь:

  1. Проблемы с шиной. Они ведут к ослаблению натяжки, что может привести к тому, что цепь порвалась. Чаще всего данная проблема возникает в пазу между внешней пластиной на кожухе цепной гарнитуры и внутренней пластиной на корпусе двигателя. Кожух с шиной зафиксирован болтом, который в процессе эксплуатации бензопилы может ослабляться, в результате чего шина начинает двигаться или вибрировать. Чтобы решить эту проблему, необходимо найти и опустить цепной тормоз, для чего винт натяжки, который находится рядом с шиной, нужно проворачивать до полного натяжения.
  2. Цепь растянулась. Провисание может говорить о неисправности механизма бензопилы. В процессе эксплуатации металл деформируется, а значит, может становиться на 0,5-1 см длиннее. В данном случае рекомендуется произвести замену или укоротить цепь.
  3. Плохо закреплена ведущая звездочка. Чтобы ее закрепить, нужно снять защитную крышку двигателя и свечи, а затем вытянуть воздушный фильтр. Саму свечу также нужно открутить, после чего на ее место установить специальный стопор, фиксирующий поршень. Диск крепления крутить по часовой стрелке до остановки поршня в крайнем верхнем положении. В роли стопора может выступать толстая веревка, сложенная в несколько раз. После фиксации поршня ведущую звездочку зажать. Собрать бензопилу, устанавливая все детали в обратном порядке.

Большинство проблем можно решить путем ремонта. Лишь в исключительных случаях придется ее поменять.

Как укоротить цепь своими руками

Можно выполнить ремонт цепи бензопилы своими руками при условии наличия специального инструмента (чаще всего идет в комплекте с пилой). Чаще всего требуется укоротить ее, особенно если она растянулась. Сделать это сложно, но возможно. Чтобы отремонтировать ее путем укорачивания, нужно подготовить следующие инструменты:

Некоторые работы можно выполнить и сварочным аппаратом, если есть сомнения в собственных силах.

Чтобы укоротить цепь на бензопиле, нужно ее расклепать. Поскольку сделана она из прочной стали, процесс может быть сложным. Соединяется она на внутренней части заклепки. Уменьшение выполняется в следующей последовательности:

  1. Зафиксировать деталь в тисках.
  2. Напильником или надфилем сточить выступающую часть.
  3. Выбить заклепки при помощи бородка.
  4. Проделать аналогичную работу еще в одном месте. Это позволить переклепать ее.
  5. Удалить звенья.
  6. Соединить на старые заклепки, при этом их нужно прижимать по бокам. Заклепку можно приварить к боковым частям звена, после чего все излишки сточить напильником.

Какое масло использовать для смазки цепи

Данная деталь требует постоянной смазки, для чего можно заливать специальное масло для бензопилы, причем оно должно быть высокого качества. Рекомендуется выбирать масло для смазки цепей бензопил от производителя самой пилы. Расход его невелик, поэтому не стоит экономить на покупке. Но на саму цепь лить жидкость не надо. Существуют целые системы для смазки, помогающие ей поступать на шину бесперебойно.

Есть и другие критерии выбора средства для смазывания пилы:

  • устойчивость к замерзанию, ведь пилой иногда приходится пользоваться и зимой, в том числе и смазывать маслом, а значит, при отрицательной температуре оно не должно замерзать;
  • оптимальная вязкость масла для цепи;
  • масло, которое используется, не должно оставлять налета на свечах и других запчастях;
  • отсутствие примесей.

Заменить цепное масло нужно в том случае, если деталь нагревается и появляются различные поломки.

Схема смазки цепи

Система смазки цепи бензопилы состоит из следующих элементов:

  • масляный бак, который расположен в картере двигателя ;
  • фильтр в баке;
  • маслопровод, то есть шланг небольшого диаметра;
  • масляный насос.

Бензопилы оснащены автоматической системой смазки. Это означает, что масло к цепи поступает только при условии контакта последней с древесиной. Схема действия системы следующая. Шестеренка, которая расположена на главном валу, приводит в движение вал масляного насоса. При этом создается давление в масляной магистрали, которое и заставляет масло двигаться по направлению к шине.

Масляный канал заканчивается в месте соприкосновения шины устройства с картером бензопилы. Натяжение цепи бензопилы для подачи масла не имеет значения. Она все равно смазывается сама.

Не поступает масло на цепь

О том, что масло не поступает на цепь, можно узнать по следующим признакам:

  • сухость детали и отсутствие блеска;
  • быстрое ее растяжение;
  • нагрев;
  • отсутствие убавления масла из бака;
  • снижение эффективности реза.

Чтобы проверить, есть ли или нет подачи масла, нужно направить конец шины в сторону и максимально увеличить обороты, при этом конец шины должен располагаться на расстоянии в 10 см от дерева.

Если на поверхности древесины будут появляться масляные пятна, значит проблемы с подачей масла нет. Может потребоваться отрегулировать подачу.

Причинами отсутствия подачи масла могут быть:

  1. Отсутствие резьбы на валу масляного насоса. В таком случае необходима будет его замена.
  2. Обрыв масляного шланга.
  3. Наличие дефектной резьбы на ведущей шестеренке насоса.
  4. Отсутствие штопора главного вала. Решить проблему можно путем установки гвоздика подходящего диаметра и необходимой длины.
  5. Засор. Прочистить магистраль можно продувкой сжатым воздухом или с использованием тонкой проволоки. Если засор находится в фильтре или в самом насосе, то данные детали лучше заменить.

Поезные советы

Мало знать, как решить проблемы со слетевшей или порванной цепью, ведь всегда есть возможность предотвратить это. Правильный уход за пилой поможет продлить срок службы устройства и ее деталей. Поэтому рекомендуется соблюдать советы специалистов:

  1. Регулярно очищать воздушный фильтр и смазывать его маслом. Периодически фильтр нужно менять.
  2. Каждый раз перед началом работ нужно проверять надежность закрутки всех гаек и болтов. Тогда во время работы в устройстве не будет сбоев.
  3. Смазывать нужно и подшипники, и звездочку.
  4. Регулярно чистить свечи от угара.
  5. Вовремя смазывать, затачивать и натягивать цепь.

Качественная бензопила при условии правильного ухода и своевременного ремонта способна прослужить дольше гарантийного срока.

Сообщества › Все об Инструментах, Станках и Приспособлениях › Блог › Дешевое масло для цепей бензопил

На автозаправке решил прикупить масло для цепей своей пилы Stihl MS180. Масло И-40, написано, что для смазки направляющих скольжения. По консистенции очень жидкое. По цене

1$ за литр.
Для зимнего времени подойдет?

Смотрите также

Метки: выбор масла для смазки цепи бензопилы stihl зимой

Комментарии 44

У меня есть масло отработанное турбинное и трансформаторное. Можно его заливать?
Кто знает?
Тема жива ещё?

Если пилить целыми днями, то можно лить И-40, и другое новое. Отработку да ну нафиг — воняет, потом все черное, масло насос может екнуться, если не отфильтрованная. Да и опилки все в этой отработке, все это в землю потом впитывается.

Если пилить несколько кубов себе, то купить 1-2литра по 2-3€ за литр хорошего правильного масла, не такая уж и большая трата.

Спец. масло для цепей в основном минералка, есть даже биоразлагагаемые масла. Оно липкое и тянется, как сопли. Рекоменду не экономить. Еще от пилы зависит, на нормальных пилах насос крутиться только когда цепь движется, а не постоянно. Так же можно уменьшить подачу. Правильное масло и расходуется правильно. На хуске 550XP мне хватало одной заправки масла на 1.5-2 заправки бензином. А на двух заправках можно весьма много напилить.

ЗЫ А шина убивается от неправильной эксплуатации, тупой или не правильно заточенной цепи. А цепи тянутся только новые, и то немного, если звездочка не убитая.

Мы используем м8в, в народе “восьмерка” или “автол”. Работа сезонная, с ранней весны до поздней осени. Износ шин и цепей не больше чем на рекомендованном масле.

Полностью поддерживаю, пользовал до этого, сравнивал по цене при покупке, на данной автозаправке И-40а по цене (13.15 бел. руб) было самое дешевое, хотя в интернет-магазинах цена М8В и И-40а почти одинаковая

Как-то раз предложил одному знакомому для смазки цепи использовать трансмиссионку gl-5.
Всё лето дом строил.

По итогу испытания прошли успешно.
Он сказал что цепь стала сильно меньше тянутся, и по работе пила понравилась.

Единственный минус как он сказал воняет больше во время работы)

Теперь льёт только его.

Штиль у меня 180й и ему лет 20 и даже поршневая родная, и работает он весной и осенью дай боже, и все время пользуюсь отработкам, но стараюсь из бензинон брать отработок, он намного чище.

Подойдет любое чистое(новое, НЕ бу) индустриальное или моторное масло, опираюсь на свой 10-ти летний опыт работы с пилами “ШТИЛЬ”.По вязкозти нужно лить в зависимости от сезона.К примеру зимой сильно вязкое заливать можно, только чтобы масло было теплым.
Отработку лить не нужно, маслонасос этого не любит.

Согласен, так и покупал, чистое, новое, по ощущениям не сильно вязкое, при просмотре прилавка все моторные и трансмиссионные по цене были дороже. Вот насчет тепла не учитывал, зимой буду хранить в теплой кладовке, а не в гараже. Спасибо.

А чем отработка с двс не угодила?

Ну нет у меня отработки на данный момент, а пилить надо.

Обычная веретенка, для цепи самое оно. А надпись “Белоруснефть” порадовала

с чего вдруг веретнка стала “цепной”?

Зимой — нормально, летом можно хоть трансмиссионку

Нормально, потому что жидкая?

Читал на каком-то американском сайте, что их профи лесорубы в масло ER присадку добавляют. В чем смысл? В пиле как в велосипеде цепь должна легко идти по шине, для бытовых нужд с задачей справится практически любое масло, когда холодно пожиже, в жару -можно погуще, чтобы расходовалось не так быстро.

так с этим ни кто и не спорит. Дело в другом. Когда цепь вращается медленно, на холостых, то и смазка особо не актуальна. Хорошая смазка нужна в режиме пиления, когда цепь вращается очень быстро, но тогда центробежные силы просто срывают частицы масла с цепи и оно улетает, не успевает смазывать места трения. При коротких распилах, в несколько секунд- не проблема, ибо хватает набравшейся смазки во время холостого хода. А вот при длительной работе на оборотах, шина работает практически на сухую. Вот именно для этого и требуется “липкость” масла, чтоб не так просто его было сорвать с цепи. Кстати, похожие требования предьявляются и к трансмиссионным маслам, правда немного по другим причинам.

Ну да, логично. Кстати, у меня на холостых цепь стоит на месте, вроде, исходя из безопасности, так и должно быть, если нет, то скорее всего прослабли пружины сцепления или обороты ХХ чрезмерны.

Правильно, цепь и должна стоять. Но допускается легкое протрагивание ее. Именно это состояние и считается правильно отрегулированным сцеплением.

Ссылка на основную публикацию