КамАЗ-4326. Описание и назначение. Трансмиссия, тормоза и электрооборудование

КамАЗ-4326

  • Марка автомобиля: КамАЗ
  • Страна производитель: Россия
  • Год выпуска: 1995
  • Тип кузова: Грузовик

Середина 1980-х годов ХХ века позволила конструкторам автомобильного завода КамАЗ приступить к проектированию грузового автомобиля с базой колес 4х4, который получил наименование КамАЗ-4326. Невзирая на схожесть по кабине, двигателю и мостам с трехосными полноприводными системами, новенькую машину не рассматривали для расширения данного поколения.

Нередко модель КамАЗ 4326 называют классическим трудягой, который готов, смотря какая модификация, к транспортировке грузов не только в городских условиях, но и на большие расстояния. Весь модельный ряд КамАЗ.

История автомобиля

Данная модель должна была получить десятиступенчатую коробку переключения передач, но в те года предприятие, которое производило больше 100 000 грузовиков в год, не позволяло начать их создание. Разрабатывать грузовик закончили в завершении 1980-х годов, но известная перестройка вместе с последующим развалом страны не дали возможности, на тот момент, заводу выпускать его как серийный автомобиль.

Дебютная промышленная партия поступила только в 1995 году. К этому году в конструкционные решения данной модели внесли небольшие перемены. Например, автомобиль уже обладал новеньким двигателем, мощность какого выдавала порядка 240 лошадиных сил. Не забыли про установку системы турбонаддува.

Множество узлов и элементов двухосной машины были схожи с новеньким военным автомобилем КамАЗ 43114, который имел базу колес 6х6. В КамАЗе была цельнометаллическая бортовая платформа с откидывающимися бортами.

Если брать во внимание разные модификации, то платформа может иметь наличие трубчатого каркаса, брезентового тента и скамеек. Грузовая платформа имеет такие габариты – 4 800 на 2 320 миллиметров.

Некоторые делают себе дом на колесах, используя специальную модификацию с завода, что позволяет путешествовать семьей и не бояться отсутствия дорог. Все необходимое для жизнедеятельности в автомобиле есть.

Интересно то, что на платформе двухосной модели 4326 разработали специальную бронемашину БПМ-97 «Выстрел». Немного спустя на предприятии смогли наладить производство комплектаций, где была укороченная версия (до 3 670 мм база колес).

Был также и специальный заказ Федеральной службы безопасности, по какому рабочие собрали пару экземпляров 4326 двойного назначения в специализированной модификации. Когда были суровые условия эксплуатации, за пару месяцев машины наездили больше 10 000 км.

БПМ-97 «Выстрел»

Шоферы вместе с техническим персоналом Северо-Кавказского пограничного управления, в каком были как раз тест-драйвы КамАЗа, говорили о высоких эксплуатационных качествах грузовых машин.

Проверочные машины выделялись легким управлением, отличной маневренностью, мощным силовым агрегатом, какой позволяет без усилий заезжать на затяжные подъемы, уверенным поведением при экстремальных дорожных ситуациях, плавным ходом.

Салон кабины

Камский грузовой автомобиль 4326 имеет традиционную трехместную кабину бескапотного содержания с гидравлическим подъемником. Если брать сугубо гражданскую вариацию машины, то кабина 4326 выглядит немного аскетично. Сиденье водителя обладает обилием настроек, однако на нем не найти пневматической подвески, чего ой как не хватает.

Об обеспечении комфортабельности для пассажиров создатели, наверное, не подумали, так как прикрутили сидения к полу кабины. Подножка вместе с поручнями предоставляют возможность без особых усилий забраться внутрь салона, невзирая на то, что он достаточно высокого расположен.

Один из недостатков, который машина приобрела от прошлого поколения, стал переключатель двигательного тормоза. О том, чтобы заменить его на электрический привод с опцией переключения на панели либо установить ретардер, речь шла уже не первый год. Но модель до сих пор производится в старенькой версии.

Хотя, все заграничные и даже российские марки от подобной клавиши уже отреклись. Интересно, что бачок омывателя лобового стекла вмонтировали в кабину. Вмонтировать деталь во внешней части грузовика разработчики не захотели.

Когда открываешь дверь, появляется возможность рассмотреть почти всю кабину, которая находится на уровне человеческих глаз. На полу можно увидеть вспомогательную клавишу ножного переключателя двигательного тормоза. Вверху установлен люк, а сзади передних сидений — спальное место.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Чтобы приводить в движение двухосный внедорожный грузовой автомобиль, было решено установить турбодизельный V-образный 4-тактный 8-цилиндровый силовой агрегат КАМАЗ 740.11240, который полноценно отвечает всем экологическим стандартам EURO-2. Двигатель обладает функцией промежуточного охлаждения надувочного воздуха.

Модель можно отнести к верхнеклапанным образцам с жидкостным охлаждением. В результате, он может выдавать около 240 лошадей, а его объем составляет 10.8 литра. Это позволяет ему не только отличаться хорошей проходимостью на бездорожье, но и развивать скорость до 100 км/ч по ровной местности.

Он не такой требовательный к качеству солярки, благодаря тому, что нет электронного управления топливным насосом. Также это удается с помощью механической подачи горючего.Предусматривается система, которая облегчает запуск мотора при холодной погоде. Потребляет такой сильный дизельный мотор порядка 30 литров на 100 км.

И это очень много, учитывая тот факт, что при своем весе в 11.5 тонн автомобиль может поднимать дополнительно только 3.5 тонны груза. Например, иностранные варианты «кушают» в полтора-два раза меньше топлива. Топливные баки рассчитаны на 295 литров. Если есть необходимость, то их можно увеличить в два раза, однако сделать это можно лишь на СТО.

Трансмиссия

Также благодаря своей трансмиссии КамАЗ является универсальным автомобилем. Она имеет 2-скоростную механическую раздатку, вместе с блокируемым межосевым дифференциалом и пневматическим управлением.

Механическая коробка переключения скоростей представлена 10 скоростями, где есть дистанционное управление. В коробке есть двухдисковое сухое фрикционное сцепление с гидравлическим приводом.

Тормозная система

Она обладает пневматическим приводом, который работает вместе с барабанными механизмами. Диаметр барабанов равняется 400 мм.

Подвеска

Шасси обладает колесной формулой 4х4, в которой есть рессорная подвеска впереди и сзади. Большие колеса с дистанционной регулировкой уровня давления в шинах позволят чувствовать себя комфортабельно даже на бездорожье.

Габариты

По габаритам двухосная модель в длину составляет 7 625 мм, из них база колес – 4 200 мм, а передний свес – 1 420 мм. Высота шасси равняется 3 395 мм. Получается, что общая длина бортовой комплектации не будет превышать 7 742 мм.

Высота составляет 3 395 мм, ширина – 2 560 м. Высота дорожного просвета равняется 385 мм, что позволяет машине преодолевать крутые подъемы до 31% и не бояться бродов, глубина каких не больше 1.5 метра.

Автомобиль КамАЗ-4326 умеет преодолевать крутые подъемы и не боится броды, глубина которых может достигать 1.5 метра.

Технические характеристики

Грузоподъемность, кг4000
Масса буксируемого прицепа, кг7000 по шоссе
5000 по грунту
Полная масса, кг11600
Снаряженная масса, кг8025
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм7935 х 2500 х 2945
Размеры платформы (ДхШхВ), мм4800 х 2320 х 500
Погрузочная высота, мм1535
Дорожный просвет, мм385
Колесная база, мм4200
Колея передних/ задних колес, мм2010/ 2010
Наружный радиус поворота, м11,3
Максимальная скорость, км/ч90
Расход топлива, л/100 км25,0
Объем топливного бака, л170 + 125
Запас хода, км1180
Двигатель: КамАЗ-740.31-240 (Евро-2)
Дизель, четырехтактный 8-цилиндровый V-образный 90°,
турбо с ОНВ, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения
Диаметр цилиндра, мм120,0
Ход поршня, мм120,0
Рабочий объем, л10,85
Степень сжатия16,5
Мощность двигателя, л.с. (кВт)
(с ограничителем числа оборотов)
240 (176)
при 2200 об/мин
Крутящий момент, кГс*м (Нм)93 (912)
при 1100-1500 об/мин
Трансмиссия
Сцеплениедвухдисковое сухое
Коробка передачмеханическая 10-ступенчатая
с передним делителем
Раздаточная коробка2-ступенчатая (1,692:1 и 0,917:1)
Главная передачадвойная, пара конических и пара цилиндрических шестерен (6,53:1)
Привод переднего мостапостоянный неотключаемый
Размер шин425/85 R21 (1260х425-533Р)
Проходимость
Преодолеваемый брод, м1,5
Преодолеваемый подъем, град.31

Если говорить про ценовую политику новенького КамАЗа-4326 на рынке Российской Федерации, то его стоимость стартует от 1 750 000 руб. Автомобиль с бортовым исполнением будет немного дороже — от 1 900 000 руб. А вот какие цены на грузовые двухосные машины с пробегом, зависит от количества «намотанных» километров и срока производства.

Например, автомобили 2012 года выпуска, пробег каких около 40 тыс. километров, будут стоить 1 200 000 – 1 300 000 руб. Комплектации 2000-х годов с пробегом больше 100 000 километров можно взять примерно за 650 000 – 750 000 рублей. Более того, рынок аренды предоставляет ямобуры, созданные на платформе 4326.

За один час работы будет необходимо заплатить около 1 500 – 1 800 руб. Аренда на целый день уже будет оцениваться в 14 000 рублей. В качестве отдельной опции машина может идти вместе с увеличенной по высоте крышей, также можно установить лебедку, где есть дополнение коробки отбора мощности, и спальное место. Камское предприятие предоставляет наличие различных надстроек, среди которых: грузоподъемники, строительные подъемники, фургоны, автоцистерны.

Плюсы и минусы

  • Мощный внешний облик;
  • Прекрасная проходимость;
  • Высокий дорожный просвет;
  • Система полного привода;
  • Возможность изменять давление в шинах дистанционно;
  • Машина не такая тяжелая в ремонте и в эксплуатации;
  • Легко находить требуемые детали и запчасти;
  • Умеет работать при различных температурных режимах;
  • Сравнительно небольшая стоимость машины;
  • Есть много различных модификаций на данный автомобиль;
  • Есть спальное место;
  • Не боится бродов, глубина которых может достигать 1.5 метра;
  • Можно установить в качестве отдельной опции лебедку.
  • Большой расход дизельного топлива;
  • Устаревшая внешность кабины;
  • Старенький салон грузовика, требующий улучшений;
  • Небольшая грузоподъемность;
  • Отсутствует пневматическая подвеска водительского сидения;
  • Устаревшая приборная панель;
  • Неудобное расположение педали акселератора;
  • Неудобное рулевое колесо.

Подводим итоги

В конце, подводя итоги двухосному внедорожному грузовому автомобилю КамАЗ-4326, остаются приятные впечатления. Так как машина обладает превосходными техническими и ходовыми характеристиками, что позволяет даже превосходить автомобили зарубежного производства. Подобные КамАЗы даже участвуют в ралли и занимают отнюдь не последние места, что очень приятно.

Хотя, стоит признать, что до европейских аналогов отечественному камскому автомобилю еще далеко. Сюда можно отнести кабину – как внешне, так и внутри сразу замечаешь, что она давно устарела и нуждается в модернизации и повышении комфортабельности. Есть и большой расход топлива.

Однако все понимают, что на подобное просто необходимо большое количество средств, которых во время кризиса просто нет. Но грузовик нашел себя для нужд армии, где комфортабельность и уют — совсем не самые важные критерии. Там важна надежность, мощность, преодоление бездорожья, а тут модель 4326 чувствует себя, как рыба в воде.

Причем, в некотором смысле даже буквально – так, автомобиль может проехать брод глубиной до 1.5 метра. Здесь, на бездорожье, российские машины показывают себя во всей красе. Хотя, очень хочется, чтобы в автомобильной компании задумались об модернизации и улучшении уровня комфорта.

Советуем Вам прочитать статью: КАМАЗ – автомобили эпохи

КамАЗ-4326. Технические характеристики и описание. Что пишут на форумах: отзывы владельцев

КамАЗ-4326: полноприводный двухосный автомобиль

Разработка недорого двухосного полноприводного автомобиля, для гражданских и армейских нужд, велась на Камском автозаводе еще с середины 80-х годов. Однако политическая неразбериха и экономический спад привели к тому, что дебютные партии КамАЗ-4326 были выпущены только в 1995 года. Следует отметить, спрос на эту модель существует и сейчас, что обуславливает производство грузовика до наших дней.

КамАЗ-4326 можно, с полным на то правом, назвать универсальным автомобилем. Бортовой грузовик используется для военных и гражданских целей. На его шасси монтируются бурильные установки, производятся вахтенные модули НЕФАЗ, автоцистерны, краны, пожарные машины. На базе этого вездехода, для нужд сельского хозяйства был создан трактор-грузовик Кентавр, который пользовался широким спросом не только на селе, но и в городе. На базе КамАЗ-4326 создан легендарный вездеход, который принимал участие в международном ралли Париж-Дакар и неоднократно побеждал в этом соревновании.

Читайте также:  КамАЗ 5350. Описание, технические и эксплуатационные характеристики

Экстерьер, интерьер и стоимость КамАЗ-4326

Внешность КамАЗ-4326 имеет много общих особенностей с другими вездеходами Камского завода, выпускавшимися в 80-первой половине 90-х годов. По своей конструкции – это двухосное, полноприводное шасси, основные узлы и агрегаты которого закреплены на клепаной раме, укрепленной двумя лонжеронами. Кабина грузовика – бескапотная, с металлическим бампером, лобовым стеклом, разделенным молдингом надвое, круглыми фарами и большими внешними зеркалами. В зависимости от назначения КамАЗ-4326 комплектовался высокой или низкой кабиной (в зависимости от высоты устанавливается или отсутствует спальное место). Большинство вездеходов оснащалось лебедкой редукторного типа, с приводом от коробки отбора мощности.

Салон отличается простотой и низким комфортом. Водительское и пассажирские кресла хотя и регулируются в нескольких плоскостях, но не имеют пневмоподвески. Приборная панель выполнена из металла, ее вряд ли можно назвать информативной или эргономичной. Удивление водителей вызывает конструкторское решение о размещении бачка с жидкостью для стеклоочистителей непосредственно в салоне машины. В армейских вездеходах КамАЗ-4326 в крыше кабины находится люк, используемый для ведения огня по противнику или эвакуации людей.

Новый автомобиль КамАЗ-4326 можно приобрести по цене от 1 700 000 рублей. В сети встречается достаточно много интересных предложений о продаже машин, снятых с армейской консервации.

Обычно они имеют небольшой пробег и отличаются удовлетворительным техническим состоянием. Цены на такие автомобили стартуют с 750 тысяч рублей.

Габаритные размеры и грузоподъемность

Ниже приведены значения габаритов и грузоподъемности для стандартной версии КамАЗ-4326. Это замечание вызвано тем обстоятельством, что в свое время небольшими партиями производились укороченные модификации вездехода.

  • Длина шасси:7625 миллиметров;
  • Ширина, без учета внешних зеркал: 2 560 мм;
  • Высота (вариант с высокой кабиной): 3 395 мм;
  • Дорожный просвет (клиренс): 385 миллиметров;
  • Максимальный габаритный диаметр разворота: 11,5 метра;
  • Предельная крутизна преодолеваемого уклона: 31 0 ;
  • Наибольшая глубина преодолеваемого брода: 1,5 метра;
  • Вес снаряженного грузовика – 7 220 килограмм;
  • Грузоподъемность – 5 230 кг;
  • Полная масса автомобиля – 12,6 тонн;
  • Максимальный вес полуприцепа для асфальтированных дорог/ для грунтовых дорог – 7 тонн/5 тонн;
  • Максимальная паспортная скорость КамАЗ-4326: 90 км/час.

Двигатель и расход топлива КамАЗ-4326

Основным двигателем для этой модели вездехода всегда являлся отечественный силовой агрегат КамАЗ-740.31-240. Производство этого турбодизеля стартовало еще в прошлом столетии и продолжается до наших дней. По своей конструкции КамАЗ-740.31-240 – это четырехтактный V-образный восьмицилиндровый дизель с развалом в 90 0 . Мотор оснащен системой турбонаддува с технологией принудительного охлаждения наддувочного воздуха, здесь используется отечественная топливная аппаратура. Рабочий объем двигателя составляет 10,86 литров, номинальная мощность равна 240 лошадиным силам при скорости вращения коленчатого вала 2 200 оборотов/минуту.

Водители отмечают надежность этого мотора и его высокую ремонтопригодность. Двигатель легко отремонтировать, даже в небольших мастерских, так как он не имеет в своей конструкции никаких электронных устройств. Заявленный КамАЗ-740.31-240 равен 800 000 километров, его экологический индекс соответствует параметрам Евро 2.

Спортивные вездеходы КамАЗ-4326 оборудуются газодизельными установками, которые заменяют около 40% солярки на метан. Газодизельная смесь увеличивает пробег грузовика без дозаправки и увеличивает его проходимость.

Потребление горючего двухмостовым вездеходом КамАЗ-4326 зависит от исправности автомобиля и условий эксплуатации. Заявленная производителем норма расхода топлива, при движении по асфальтированной дороге, со скоростью 60 км/час – 25 литров солярки на 10 километров пути.

На практике расход превышает указанные цифры и может достигать 35 литров на 100 км. Грузовик комплектуется двумя топливными баками по 210 литров, каждый.

Трансмиссия и электрооборудование КамАЗ-4326

На КамАЗ-4326 устанавливается отечественная десятиступенчатая коробка переключения передач. «Механика» состоит из основной пятиступенчатой коробки, демультипликатора и делителя. Передние скорости включаются через синхронизаторы, задние при помощи зубчатой муфты. Важную роль в конструкции вездехода играет раздаточная коробка с пневматическим приводом и межосевым блокируемым дифференциалом.

Взаимодействие коробки переключения скоростей и силового агрегата происходит через сухое двухдисковое сцепление диафрагменного типа, с гидравлическим приводом и пневмоусилителем.

Проводка электросхем КамАЗ-4326 реализована в однодротовом варианте, все электрические приборы грузовика питаются от двух аккумуляторных батарей по 190 А/часов. Также автомобиль оборудован инвертором напряжения и двухкиловаттным 28-вольтовым генератором.

Тормоза и подвеска КамАЗ-4326

КамАЗ-4326 оборудован классическими барабанными тормозами с пневмоприводом. На каждом колесе установлен барабанный механизм, с диаметром барабана 400 мм и шириной тормозных накладок 140 миллиметров. Помимо основного, на грузовике установлен резервный, стояночный и вспомогательный тормоз. Все системы имеют много общих узлов, но способны работать автономно.

Основными элементами подвески вездехода являются полуэллиптические рессоры. Плавность хода передней тележки обеспечивается при помощи двухлистовых рессор, работающих совместно с двумя телескопическими амортизаторами. Также здесь установлен стабилизатор поперечной устойчивости, защищающий машину от опасных кренов и опрокидывания.

Более полные характеристики полноприводного грузового автомобиля КамАЗ-4326 приведены здесь:

Весовые параметры и нагрузки
Снаряженная масса шасси, кг7220
— нагрузка на передний мост, кг4500
— нагрузка на задний мост, кг2720
Допустимая масса надстройки с грузом, кг5230
Полная масса а/м с надстройкой, кг12600
— нагрузка на передний мост, кг5300
— нагрузка на задний мост, кг7300
Полная масса прицепа, кг5000 (*7000)
Полная масса автопоезда, кг17600 (*19600)
Двигатель
Модель740.31-240
Типдизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Максимальная полезная мощность, кВт (л. с.)165 (225)
Номинальная мощность, брутто, кВт (л. с.)176 (240)
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин2200
Максимальный полезный крутящий момент, Нм (кг·см)912 (93)
при частоте вращения коленвала, об/мин1100:1500
Расположение и число цилиндровV-образное, 8
Рабочий объем, л10,85
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм120/120
Степень сжатия16,5
Система питания
Вместимость топливных баков, л**210 + 210 или 170 + 125 или 210
Электрооборудование
Напряжение, B24
Аккумуляторы, В/А·ч2×12/190
Генератор, В/Вт28/2000
Сцепление
Типфрикционное, сухое, двухдисковое
Приводгидравлический с пневмоусилителем
Коробка передач
Типмеханическая, десятиступенчатая
Управлениемеханическое, дистанционное
Передаточные числа на передачах
12345ЗХ
7,824,032,51,531,0007,38
6,383,292,041,250,8156,02
Раздаточная коробка
Типмеханическая, двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом
Управлениепневматическое
Передаточные числа
— первая передача (низшая)1,692
— вторая передача (высшая)0,917
Главная передача
Передаточное отношение6,53
Тормоза
Приводпневматический
Размеры: диаметр барабана, мм400
Ширина тормозных накладок, мм140
Суммарная площадь тормозных накладок, см24200
Колеса и шины
Тип колесдисковые
Тип шинпневматические, с регулированием давления
Размер обода12,2-20,9 (310-533)
Размер шин425/85 R21 (1260×425-533Р)
Кабина
Тип**расположенная над двигателем, с высокой или низкой крышей
Исполнение**без спального места или со спальным местом
Характеристика а/м полной массой 12600 кг
Максимальная скорость, не менее, км/ч90
Угол преодолеваемого подъема, не менее, %31
Внешний габаритный радиус поворота, м11,5
Дополнительное оборудование**
— лебедка;
— КОМ для привода агрегатов спецнадстроек.
* Допускается при эксплуатации по дорогам с твердым покрытием.
** В зависимости от комплектации.

Видео обзор КамАЗ-4326 на youtube

Гоночный газодизельный КамАЗ-4326:

Вездеходный автодом КамАЗ-4326:

Бурильно-крановая машина на шасси КамАЗ-4326:

Что пишут на форумах: отзывы владельцев и водителей КамАЗ-4326

Сергей Иванов, 43 года. Архангельская область:

Бортовой грузовик КамАЗ-4326 эксплуатирую с 2014 года. Учитывая, что между нашими деревнями практически нет дорог – этот вездеход просто необходим, иногда и продукты подвезти не на чем. По обслуживанию машина простая и дешевая, двигатель неприхотливый – качество горючего его особо не беспокоит. Конечно же, чаще всего приходится возиться с ходовой: то подшипники на ступицах полетят, то рессоры не выдерживают. В кабине сильно ощущается вибрация. После часа езды болит спина и ноги. Зимой в салоне тепло – автономный отопитель исправно выполняет свою задачу.

Трансмиссия автомобиля КамАЗ-4310

Назначение и общее устройство трансмиссии автомобиля КамАЗ-4310. Характеристика основных неисправностей трансмиссии и раздаточной коробки. Техническое обслуживание трансмиссии автомобиля. Порядок выполнения разборочно-сборочных и заправочных работ.

РубрикаТранспорт
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления03.06.2015
Размер файла905,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Устройство трансмиссии автомобиля КамАЗ-4310. Раздаточная коробка

1.1 Назначение трансмиссии автомобиля КамАЗ-4310

1.2 Общее устройство трансмиссии автомобиля КамАЗ-4310

1.3 Устройство раздаточной коробки автомобиля КамАЗ-4310.

2. Основные неисправности трансмиссии автомобиля КамАЗ-4310 и раздаточной коробки

3. Техническое обслуживание трансмиссии автомобиля

3.1 Ежедневный осмотр ЕО

3.2 Техническое обслуживание ТО-1

3.3 Техническое обслуживание ТО-2

3.4 Сезонное обслуживание СО

4. Технология выполнения регламентной работы ТО трансмиссии автомобиля КамАЗ-4310.

5. Технологическая последовательность выполнения разборочно-сборочных работ при ремонте

6. Заправочные работы

6.1.Порядок выполнения работ при заправке агрегатов трансмиссии маслом

6.2 Технические характеристики применяемого оборудования

7. Требования техники безопасности

Роль автомобиля в жизни современного человека становится все более заметней. Автомобиль является незаменимым помощником и упрощает жизнь человека. Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе страны. Он перевозит более 80% народнохозяйственных грузов, что обусловлено высокой маневренностью автомобильного транспорта, возможностью доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных перегрузок в пути, а, следовательно, высокой скоростью доставки и сохранностью грузов.

Большая протяженность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности.

Высокая мобильность, способность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автомобильный транспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. На его долю приходится почти половина пассажирооборота.

Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и сферы обслуживания. В то же время он вызвал и многие отрицательные явления: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ; автомобиль – один из главных факторов шумового загрязнения.

Своевременное и высококачественное техническое обслуживание автомобилей снижает затраты на дорогостоящий их ремонт, увеличивает срок службы подвижного состава и является одним их путей повышения производительности автомобилей и снижения себестоимости перевозок.

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению неисправности или работоспособности и восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей. Ремонт производится по потребности, которую выявляют в процессе ТО. Различают два вида ремонта — текущий и капитальный.

Основной задачей технического обслуживания автомобиля является поддерживание его в надлежащем внешнем виде и технически исправном состоянии. Основным отличием технического обслуживания от ремонта является то, что оно является профилактическим мероприятием.

Повышение надежности автомобилей и снижение затрат на их содержание составляют одну из сложных проблем в настоящее время. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска автомобилей новых конструкций, обладающих большей эксплуатационной надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью), с другой стороны, – средствами технической эксплуатации в результате совершенствования методов технической эксплуатации автомобилей, повышения производительности труда , снижения трудоемкости технического обслуживания и ремонта, увеличения межремонтных пробегов автомобилей и их агрегатов, что обеспечивается развитием материально-технической базы автомобильного транспорта, широкого применения средств механизации и автоматизации производственных процессов. Увеличение выпуска большегрузных и специализированных автомобилей требует совершенствования подготовки и повышения квалификации автослесарей и водителей. Технически грамотно обслуживать и эксплуатировать автомобили с высокой производительностью труда и значительной экономией топливо-смазочных материалов могут только высококвалифицированные специалисты .

Читайте также:  КамАЗ-65207. Технические характеристики и описание. Трансмиссия, тормоза, электропитание

трансмиссия раздаточный неисправность обслуживание

1. Устройство трансмиссии автомобиля КамАЗ-4310. Раздаточная коробка

1.1 Назначение трансмиссии автомобиля КамАЗ-4310

Трансмиссия автомобиля – это совокупность агрегатов и механизмов, через которые крутящий момент двигателя, изменяясь по величине и направлению, передается на ведущие колеса.

На автомобили Камаз-4310 устанавливается Двигатель Камаз-740 .

Данные двигателя Камаз-740 : мощность 151 кВт (210 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент – 637 Н/м (65кг/см) при 1600 – 1800 об/мин.

У трехосных автомобилей со всеми ведущими колесами трансмиссию составляют: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод колес. Главная передача, дифференциал и привод колес вместе с балкой моста образуют ведущий мост. У автомобилей КамАЗ-4310 три ведущих моста – передний, промежуточный (средний) и задний. Промежуточный и задний мост, расположены рядом и имеют общую подвеску, образуют заднюю тележку автомобиля.

Только благодаря трансмиссии крутящий момент от двигателя с минимальными потерями передается на колеса, чем обеспечиваются необходимые динамические характеристики, а также проходимость и способность перевозить значительные грузы.

1.2 Общее устройство трансмиссии автомобиля КамАЗ-4310.

В таблице 1 приведены основные составляющие трансмиссии и их краткие характеристики.

КамАЗ-4326

Середина 1980-х годов ХХ века позволила конструкторам автомобильного завода КамАЗ приступить к проектированию грузового автомобиля с базой колес 4х4, который получил наименование КамАЗ-4326. Невзирая на схожесть по кабине, двигателю и мостам с трехосными полноприводными системами, новенькую машину не рассматривали для расширения данного поколения.

Нередко модель КамАЗ 4326 называют классическим трудягой, который готов, смотря какая модификация, к транспортировке грузов не только в городских условиях, но и на большие расстояния. Весь модельный ряд КамАЗ.

История создания

В отличие от трехосных собратьев, КамАЗ-4326 оснащался раздаткой с симметричным дифференциалом и пятиступенчатой коробкой передач. Для данной модели больше бы подошла десятиступенчатая КП, однако мощности завода, производившего в те годы свыше сотни тысяч большегрузов в год, не позволяли наладить их выпуск.

Разработка грузовика была завершена в конце восьмидесятых, однако приснопамятная перестройка и последующий развал страны не позволили тогда заводчанам поставить его на конвейер. Первую промышленную партию КамАЗ 4326 удалось произвести лишь в 1995 году.

К этому времени в его конструкцию были внесены некоторые изменения. Так, грузовик получил новый дизельный двигатель мощностью 240 лошадей с системой турбонаддува. Большинство узлов и агрегатов двухосника были унифицированы с новой военной моделью КамАЗ 43114 с колесной формулой 6×6.

Грузовик комплектовался цельнометаллической бортовой платформой с откидывающимися бортами. В различных комплектациях платформа может быть оборудована трубчатым каркасом, брезентовым тентом и скамейками. Размеры грузовой платформы — 4800×2320 мм.

Примечательно, что на базе двухосного КамАЗ 4326 был разработан специальный бронеавтомобиль БПМ – 97 «Выстрел». Позже на заводе в Набережных Челнах наладили выпуск модификации с укороченной до 3670 мм. колесной базой.

По спецзаказу ФСБ России заводчане также изготовили два экземпляра КамАЗ 4326 двойного назначения в специальной комплектации. В суровых условиях эксплуатации за два месяца грузовики совершили пробег свыше 10 тысяч километров.Водители и техперсонал Северо-Кавказского погрануправления, в котором проходили испытания автомобили, отметили высокие эксплуатационные качества грузовиков.

Легкость управления, высокая маневренность, мощный двигатель, позволяющий без проблем преодолевать затяжные подъемы, уверенное поведение в экстремальных дорожных условиях, плавный ход – все это выгодно отличали КамАЗ от аналогов, выпускаемых на автозаводах России и СНГ.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Чтобы приводить в движение двухосный внедорожный грузовой автомобиль, было решено установить турбодизельный V-образный 4-тактный 8-цилиндровый силовой агрегат КАМАЗ 740.11240, который полноценно отвечает всем экологическим стандартам EURO-2. Двигатель обладает функцией промежуточного охлаждения надувочного воздуха.

Модель можно отнести к верхнеклапанным образцам с жидкостным охлаждением. В результате, он может выдавать около 240 лошадей, а его объем составляет 10.8 литра. Это позволяет ему не только отличаться хорошей проходимостью на бездорожье, но и развивать скорость до 100 км/ч по ровной местности.

Он не такой требовательный к качеству солярки, благодаря тому, что нет электронного управления топливным насосом. Также это удается с помощью механической подачи горючего.Предусматривается система, которая облегчает запуск мотора при холодной погоде. Потребляет такой сильный дизельный мотор порядка 30 литров на 100 км.

И это очень много, учитывая тот факт, что при своем весе в 11.5 тонн автомобиль может поднимать дополнительно только 3.5 тонны груза. Например, иностранные варианты «кушают» в полтора-два раза меньше топлива. Топливные баки рассчитаны на 295 литров. Если есть необходимость, то их можно увеличить в два раза, однако сделать это можно лишь на СТО.

Расход топлива КамАЗ 4326

КамАЗ 4326 оснащается 2 топливными баками. Бортовая версия комплектуется 2 баками по 210 л, шасси – двумя баками разного объема (210 и 210 л, 170 и 125 л, 170 и 210 л). Средний показатель расхода топлива у грузовика составляет 25 л/100 км, запас хода – 1180 км.

Трансмиссия

Также благодаря своей трансмиссии КамАЗ является универсальным автомобилем. Она имеет 2-скоростную механическую раздатку, вместе с блокируемым межосевым дифференциалом и пневматическим управлением.

Механическая коробка переключения скоростей представлена 10 скоростями, где есть дистанционное управление. В коробке есть двухдисковое сухое фрикционное сцепление с гидравлическим приводом.

Тормозная система

Она обладает пневматическим приводом, который работает вместе с барабанными механизмами. Диаметр барабанов равняется 400 мм.

Подвеска

Шасси обладает колесной формулой 4х4, в которой есть рессорная подвеска впереди и сзади. Большие колеса с дистанционной регулировкой уровня давления в шинах позволят чувствовать себя комфортабельно даже на бездорожье.

Устройство

КамАЗ 4326 позиционируется как многоцелевое транспортное средство. Грузовик снабжен 2-скоростной механической раздаточной коробкой, имеющей блокируемый межосевой дифференциал и пневматическое управление. Основная трансмиссия имеет 10 передач с дистанционным механическим управлением. КПП оборудована двухдисковым сухим фрикционным сцеплением с гидроприводом.

Несмотря на военную специальность, модель активно используется и в мирных целях. Металлическая грузовая платформа автомобиля имеет задний откидной борт, боковые откидные борта, тент и каркас. Специально для транспортировки людей на платформу устанавливаются складные лавки. Жесткая стопа на заднем борту облегчает посадку в кузов.

КамАЗ 4326 комплектуется традиционной 3-местной кабиной бескапотного типа с гидроподъемником. В отличие от типично гражданских вариантов кабина данной модели кажется аскетичной. Водительское сиденье имеет множество регулировок, но лишено пневмоподвески. О пассажирах создатели КамАЗ 4326 практически не думали, прикрутив кресла к полу кабины. Подножка и поручни позволяют легко забираться в салон, несмотря на его высокое расположение. Сама кабина находится над двигателем.

Одним из пережитков, которые модель получила от предшественников, стал переключатель моторного тормоза. О замене его на электропривод с функцией переключения на панели или ретардер говорили уже давно. Однако КамАЗ 4326 по-прежнему выпускается в старой версии. При этом все иностранные и отечественные бренды от данной кнопки уже отказались.Другим «анахронизмом» стал бачок омывателя ветрового стекла, находящийся в кабине. Вывести элемент за ее пределы разработчики не решились.

Следует отметить, что существенно на работе автомобиля данные решения не сказываются, а потому практически не влияют на его популярность.

Владельцы отзываются о машине КамАЗ 4326, в основном, положительно. На дороге она ведет себя очень хорошо. Однако вопросов к конструкторам остается немало. Помимо вышеуказанных проблем, необходимо упомянуть устаревшую приборную панель, неудобное расположение педали акселератора и несовершенную систему регулировки руля.

Все версии КамАЗ 4326 комплектуются межосной и межколесной блокировкой и межколесным блокируемым дифференциалом. Модель считается одной из наиболее неприхотливых в обслуживании. Именно простота в сравнении с конкурентами и делает ее столь популярной.

Салон кабины

Камский грузовой автомобиль 4326 имеет традиционную трехместную кабину бескапотного содержания с гидравлическим подъемником. Если брать сугубо гражданскую вариацию машины, то кабина 4326 выглядит немного аскетично. Сиденье водителя обладает обилием настроек, однако на нем не найти пневматической подвески, чего ой как не хватает.

Об обеспечении комфортабельности для пассажиров создатели, наверное, не подумали, так как прикрутили сидения к полу кабины. Подножка вместе с поручнями предоставляют возможность без особых усилий забраться внутрь салона, невзирая на то, что он достаточно высокого расположен.

Один из недостатков, который машина приобрела от прошлого поколения, стал переключатель двигательного тормоза. О том, чтобы заменить его на электрический привод с опцией переключения на панели либо установить ретардер, речь шла уже не первый год. Но модель до сих пор производится в старенькой версии.

Хотя, все заграничные и даже российские марки от подобной клавиши уже отреклись. Интересно, что бачок омывателя лобового стекла вмонтировали в кабину. Вмонтировать деталь во внешней части грузовика разработчики не захотели.

Когда открываешь дверь, появляется возможность рассмотреть почти всю кабину, которая находится на уровне человеческих глаз. На полу можно увидеть вспомогательную клавишу ножного переключателя двигательного тормоза. Вверху установлен люк, а сзади передних сидений — спальное место.

Габариты

По габаритам двухосная модель в длину составляет 7 625 мм, из них база колес – 4 200 мм, а передний свес – 1 420 мм. Высота шасси равняется 3 395 мм. Получается, что общая длина бортовой комплектации не будет превышать 7 742 мм.

Высота составляет 3 395 мм, ширина – 2 560 м. Высота дорожного просвета равняется 385 мм, что позволяет машине преодолевать крутые подъемы до 31% и не бояться бродов, глубина каких не больше 1.5 метра.

Автомобиль КамАЗ-4326 умеет преодолевать крутые подъемы и не боится броды, глубина которых может достигать 1.5 метра.

Технические характеристики

Технические параметры и расход топлива грузового автомобиля КамАЗ-4326

К концу восьмидесятых годов на Камском автозаводе закончили разработку полноприводной грузовой машины. В 1995 году с конвейеров сошла первая партия автомобилей КамАЗ-4326. Технические характеристики КамАЗ-4326, его неприхотливость, безотказность, способность работать в любых условиях сразу утвердили его в статусе надежной машины повышенной проходимости.

Полноприводный КамАЗ-4326 – основные параметры

Бортовой КамАЗ-4326 благодаря своей конструкции способен передвигаться по любым дорогам и бездорожью, может преодолевать водные преграды глубиной до полутора метров, может подниматься по склонам с крутизной. Многие конструкторские решения роднят грузовой КамАЗ-4326 с военным автомобилем КамАЗ-43114. Основное отличие между этими двумя моделями заключается в количестве ведущих колес: у КамАЗ-4326 их четыре, у КамАЗ-43114 – шесть.

Основные параметры модели КамАЗ-4326:

  • длина – 7.93 метра;
  • ширина – 2.5 метра;
  • высота – 2.94 метра;
  • клиренс – 0.38 метра;
  • колесная база – 4.2 метра;
  • полный вес – 11.6 тонны;
  • грузоподъемность – 4.0 тонны;
  • вес прицепа – 7.0 тонн по шоссе;
  • ширина колеи – 2.1 метра.

По сравнению с автомобилем КамАЗ-43114, эта грузовая машина имеет несколько большую длину и клиренс, но она немного уже и ниже.

Бортовая модель КамАЗ-4326 оборудована грузовой платформой. Высота откидных бортов в стандартном варианте – полметра, но конструкция платформы предусматривает наращивание бортов до высоты 0.73 метра.

Объем грузовой платформы позволяет разместить в ней груз весом до четырех тонн. При необходимости в платформе можно установить поперечные скамейки и накрыть ее тентом.

Силовая установка и расход топлива

Чтобы грузовой автомобиль смог полноценно выполнять свои функции, его снабдили четырехтактным восьмицилиндровым дизельным мотором КАМАЗ 740.11240 с V-образным расположением цилиндров и турбонаддувом. Конструктивно силовая установка относится к верхнеклапанным образцам.

С целью обеспечения нормального функционирования системы турбонаддува дизельному оборудованию добавили устройство промежуточного понижения температуры воздуха для наддува. В результате силовой агрегат КамАЗ-4326 получил качества, полностью соответствующие европейскому экологическому стандарту EURO-2.

Читайте также:  КамАЗ-5325: описание и характеристики. Трансмиссия, тормоза и электропитание

Некоторые особенности силовой установки КамАЗ-4326 приведены в таблице:

ПараметрЗначение
Мощность240 л. с.
Общий объем цилиндров10.8 литров
Конструкция мотораВерхнеклапанная
ОхлаждениеЖидкостное
Электронное управление топливным насосомНет
Подача горючегоМеханическая
Расход солярки на 100 километров30 литров
Запас горючего в двух топливных баках295 литров

Чтобы в процессе эксплуатации не возникало проблем, связанных с качеством топлива, заливаемого в бак, применена система впрыска топлива в цилиндры без электронного управления топливным насосом. Подача топлива осуществляется механическим способом. В рабочем режиме грузовик расходует по трассе 30 литров солярки на 100 километров, что на полтора литра меньше, чем потребляет автомобилем КамАЗ-43114.

Для облегчения запуска дизеля при низких температурах под передней поперечиной (перед моторным отсеком) устанавливается предпусковой подогреватель. Его основное назначение – нагрев жидкости системы охлаждения двигателя и разогрев масла, находящегося в картере. В состав подогревателя входят:

  • теплообменник с горелкой;
  • клапан топливный электромагнитный;
  • электрический нагреватель.

Горючее для подогревателя находится в специальной емкости, которая заполняется автоматически во время работы мотора. Если мотор выключен, а емкость пуста, то ее можно наполнить вручную специальным дополнительным насосом, устанавливаемым на главном топливном насосе.

Особенности трансмиссии и тормозной системы автомобиля КамАЗ-4326

Двигатель грузовика передает крутящий момент на колеса через десятиступенчатую механическую КПП, управляемую водителем с помощью рычага переключения передач. КПП сопрягается с двигателем сухим дисковым сцеплением. Фрикционное сцепление имеет гидропривод, работающий совместно с усилителем пневматического типа. Эта грузовая машина оснащается также двухскоростной механической коробкой. Переключение передач коробки осуществляется пневматической системой управления с блокирующим межосевым дифференциалом.

Поскольку грузовой КамАЗ-4326 может быть легко модифицирован для перевозки людей, конструкторы снабдили машину передней и задней рессорной подвеской. Автомобиль имеет колесную формулу 4×4, на каждом из четырех колес установлен барабанный тормоз с пневмоприводом. Кроме основной тормозной системы и стояночного тормоза, КамАЗ оборудован ретардером (или двигательным тормозом). Это устройство снижает скорость грузовика без подключения основных тормозов.

Такой вид торможения необходим для обеспечения безопасности передвижения большегрузных транспортных средств, автобусов на длительных спусках и сложных горных трассах.

Преимущества и конструктивные недоработки

  • мощность;
  • высокая проходимость;
  • большой дорожный просвет;
  • дистанционный контроль над давлением в шинах;
  • высокая ремонтоспособность;
  • большая высота бортов.

В грузовом авто КамАЗ-4326 переключение моторного тормоза осуществляется с помощью ножной клавиши, расположенной рядом с педалью сцепления. Это один из недостатков конструкции, о котором пользователи говорят уже не один год. Несмотря на предложения заменить этот переключатель на ретардер в коробке передач или сделать электропривод с управлением на приборной панели, этот недостаток не устранен по сегодняшний день.

Среди других недостатков, на которые чаще всего обращают внимание водители – жесткое крепление всех трех сидений в кабине, что создает дискомфорт при поездках по бездорожью, несмотря на то, что сами сиденья достаточно мягкие.

Видео по теме: Гоночный газодизельный КАМАЗ 4326


Трансмиссия КАМАЗ: мощность и надежность камских грузовиков

В грузовых автомобилях КАМАЗ большое внимание уделяется трансмиссии, ведь только эта система позволяет эффективно использовать ресурсы двигателя и всех агрегатов грузовика. Основу трансмиссии составляет коробка передач — об этом агрегате, его типах, устройстве и особенностях читайте в данной статье.

Общее устройство трансмиссии автомобилей КАМАЗ

Трансмиссия грузовых автомобилей КАМАЗ построена по традиционным схемам и в целом мало отличается от аналогичных систем других грузовиков. Можно выделить три основных схемы трансмиссий камских грузовиков:

  • Двухосные автомобили с приводом на заднюю ось (колесная формула 4×2, модели КАМАЗ-4308, 43253, 43255, 5308, 53605, 5460, 5490 и другие, преимущественно самосвалы, магистральные тягачи и одиночные автомобили различного назначения). В этом случае трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и заднего моста (который включает главную передачу, дифференциал и полуоси);
  • Трехосные и четырехосные автомобили с приводом на задние колеса (колесная формула 6×4 и 8×4, модели КАМАЗ-4514, 5321, 6460, 6511, 6520, 65201, 6540 и другие, преимущественно самосвалы, различные одиночные автомобили и шасси под установку оборудования). В этом случае в среднем мосту предусмотрен межосевой дифференциал, через который крутящий момент передается на задний мост, а в остальном трансмиссия аналогична с автомобилями 4×2;
  • Двухосные, трехосные и многоосные автомобили с приводом на все колеса (колесная формула 4×4, 6×6, 8×8, модели КАМАЗ-4326, 43502, 4311, 4410, 4514, 53228, 5350, 65111, 6522 и их многочисленные модификации, преимущественно самосвалы, тягачи повышенной проходимости, спецавтомобили, военные автомобили и т.д.). В этом случае в трансмиссии появляется раздаточная коробка, устанавливаемая сразу за КПП, которая делит крутящий момент на два потока — один на задние оси, и один на передние оси.

В трансмиссию ряда заднеприводных и полноприводных моделей автомобилей КАМАЗ включается раздаточная коробка, от которой осуществляется отбор мощности на лебедку (или сразу на несколько лебедок), а также на ВОМ для привода различных агрегатов.

Но во всех камских грузовиках, независимо от их колесной формулы и схемы трансмиссии, применяются стандартизированные и не слишком обширные модельные ряды коробок передач и раздаточных коробок.

Типы, модели и технические особенности КП камских грузовиков

Вплоть до конца 1990-х годов на КАМАЗы устанавливалось ограниченное количество типов коробок передач отечественного производства. Но в последние десять лет, с запуском совместного предприятия ZF-КАМА в Набережных Челнах, количество типов и моделей КПП для камских грузовиков многократно возросло, и в настоящее время одних только модельных рядов коробок больше десятка, а модификаций в разы больше.

На автомобили КАМАЗ сегодня ставятся механические, автоматизированные и автоматические коробки передач производства КАМАЗ и ZF-КАМА, все они имеют свои особенности.

К механическим коробкам относятся:

  • Модельный ряд КАМАЗ 14 — модели 14, 141, 142 и 144;
  • Модельный ряд КАМАЗ 15 — модели 15, 152 и 154;
  • Модель КАМАЗ 161;
  • Модельный ряд ZF 6S — модели 6S700, 6S1000, 6S1200;
  • Модельный ряд ZF 9S — модели 9S109/9S1310, 9S1315;
  • Модельный ряд ZF 16S — модели 16S151/16S1820, 16S1821, 16S1822, 16S1825.

КПП модельного ряда 14 — это наиболее старые коробки, которые, однако, все еще находят широкое применение. Это обычные 5-ступенчатые трехходовые КП, имеющие синхронизаторы на всех скоростях и дистанционное управление с помощью рычага из кабины. Коробки 14 отличаются компактными габаритами, простой конструкцией и надежностью, чем и обусловлено их “долголетие”.

КПП модельного ряда 15 созданы на базе КПП 14 путем добавления дополнительного агрегата — делителя. Расположенный между сцеплением и коробкой (в одном корпусе с ними), делитель обеспечивает удвоение количества передач, поэтому все КПП 15 имеют 10 передач вперед и 2 передачи назад.

КПП 161 — это сегодня довольно редкая КП, созданная на базе КПП фирмы ZF. Это 8-ступенчатая коробка, построенная на базе обычного 4-ступенчатого редуктора и планетарного демультипликатора, удваивающего количество передач (кроме передачи заднего хода). Демультипликатор, в отличие от обычного делителя, устанавливается в задней части коробки передач, поэтому происходит меньшая потеря крутящего момента и мощности.

КПП ZF 6S — это обычные 6-ступенчатые коробки передач, не имеющие каких-либо особенностей. Отличаются малыми габаритами и массой (в 2,5 раза легче КАМАЗовских КПП 14), при этом имеют простую конструкцию и высокую надежность.

КПП ZF 9S — это линейка различных по исполнению и характеристикам 9-ступенчатых коробок. Основу этих КПП составляет 5-ступенчатый редуктор, который имеет четыре основных и одну понижающую передачу. Редуктор нагружен на демультипликатор, удваивающий только четыре основных передачи — все это вместе с понижающей передачей и обеспечивает наличие 9-ступеней в данной КПП.

КПП ZF 16S — это целый ряд 16-ступенчатых коробок передач, которые построены на базе 8-ступенчатой КПП и планетарного демультипликатора. Отдельные модели (например, ZF 16S151) дополнительно имеют делитель, который позволяет удваивать число передач и при совместной работе с демультипликатором более тонко выбирать режим движения автомобиля. Ряд моделей данных коробок имеет дополнительное оборудование — коробку отбора мощности, гидродинамический тормоз-замедлитель и т.д.

У всех механических коробок ZF-КАМА есть общие конструктивные особенности. В частности, переключение всех передних передач в них осуществляется с помощью синхронизаторов, и только задние (а в некоторых случаях и понижающие) передачи включаются с помощью зубчатой муфты.

Автоматизированные коробки представлены только линейкой ZF 12AS, в которую входят агрегаты 12AS1930 и 12AS1931. Это 12-ступенчатые КПП, построенные на основе 3-ступенчатого редуктора, делителя и планетарного демультипликатора (благодаря которым и обеспечивается учетверение количества передач). Модификации отличаются типом привода механизмов переключения делителя и демультипликатора и некоторыми характеристиками (в частности, коробка 12AS1930 выпускается в двух вариантах — с прямой и повышающей высшей передачей).

Автоматические коробки передач также представлены одной линейкой ZF 6HP, которую входят модели 6HP504, 6HP602 и 6HP902. Это все 6-ступенчатые КПП с гидромеханическим управлением, построенные на основе планетарного редуктора. “Старшие” модели могут оснащаться дополнительным оборудованием — коробками отбора мощности (причем их может быть сразу две на одной коробке).

Все рассмотренные коробки передач представлены в нескольких модификациях, которые отличаются передаточными числами некоторых передач, имеют дополнительного оборудование и т.д. Также ряд КП ZF имеют модификации для установки в экспортные варианты грузовиков с правым расположением руля.

Применимость КПП КАМАЗ и ZF

Детально описывать применимость каждого типа и модели КПП здесь не имеет смысла, но следует сделать несколько замечаний по этому поводу.

В настоящее время автоматические коробки 6HP504 используются только на автобусном шасси КАМАЗ-5297, а “старшие” модели устанавливаются только на восьмиосные грузовики КАМАЗ-6560. Автоматизированные коробки также пока находят ограниченное применение — они массово ставятся на магистральные тягачи КАМАЗ-5460 и более современные 5490.

Все остальные грузовики комплектуются коробками с ручным управлением, причем здесь возможные самые разные варианты и сочетания. Например, двухосный КАМАЗ-4326 (грузовик повышенной проходимости, 4×4) может оснащаться коробками моделей 152 и несколькими моделями ZF 16S, самосвал 65115 — КПП 154 и ZF 9S, и т.д.

Вопросы ТО и ремонта коробок передач

Сразу же следует отметить, что КАМАЗы с автоматизированными и автоматическими коробками ZF, а также все новые грузовики с механическими коробками ZF и КАМАЗ должны проходить ТО в условиях автосервиса. Самостоятельное обслуживание “автоматов” практически невозможно, а даже самостоятельная замена масла в “механике” может привести к проблемам с гарантией.

Обычно ТО КПП сводится к замене масла, периодичность замены зависит от типа коробки и условий эксплуатации автомобиля, и может лежать в пределах 45-90 тысяч км пробега (но не более). В особо сложных условиях эксплуатации менять масло приходится не реже 1000 рабочих часов, в противном случае значительно повышается вероятность быстрого износа коробки передач. В некоторых моделях коробок одновременно с маслом меняется и масляный фильтр.

Ремонт КПП также имеет смысл проводить в сервисе, так как эта работа требует значительных затрат сил и применения специального оборудования. Но ряд неисправностей можно устранить и без сложного ремонта — обычно это нарушение регулировок в приводе переключения передач и в приводе механизма переключения делителя (или демультипликатора). Для решения проблемы достаточно провести регулировки согласно инструкции по эксплуатации автомобиля.

Регулярное техническое обслуживание и своевременный ремонт продлят нормальную работу коробки передач, что обеспечит и эффективную эксплуатацию всего грузовика.

Ссылка на основную публикацию