КАМАЗ 54901: параметры двигателя, трансмиссия и сцепление. Коды ошибок с расшифровкой

Коды ошибок КАМАЗ

Все ошибки КАМАЗ 4307, 4308, 4311, 43255, 4350, 5308, 53215, 54115, 5460, 5490, 63698 Тайфун-К, 6460, 65111, 65115, 65117, 6520, 65201, 65206, 65207, 6522, 65225, 6540, 6560, 6580, 65806.

Электронные блоки управления (ЭБУ)

740 Е3 BOSCH MS6.1, 740 E4 BOSCH EDC7UC31, 820 E4 M20.21, ЯМЗ-656 Е3 Элара 50.3763, ЯМЗ-656 Е3 M230 E3, MB OM457LA E5 MR2, CUMMINS

Ошибки КАМАЗ по протоколу OBDI. Самодиагностика.

Двузначные коды

9 — Неисправность модуля памяти бортового блока управления EEPROM

11 — Неисправность в электрической цепи педали газа

12 — Неисправность в электрической цепи датчика атмосферного давления (датчик встроен в электронный блок управления)

13 — Физическая ошибка датчика атмосферного давления

14 — Неисправность в электрической цепи датчика сцепления

15 — Неисправность в электрической цепи основного датчика частоты вращения двигателя (коленчатый вал)

16 — Неправильная полярность или перестановка датчиков частоты вращения двигателя

17 — Неправильная полярность или перестановка датчиков частоты вращения двигателя

18 — Неисправность в электрической цепи вспомогательного датчика частоты вращения двигателя (кулачковый вал)

19 — Неисправность в электрической цепи главного реле включения электронного блока управления

21 — Неисправность в электрической цепи ТНВД (топливного насоса высокого давления)

22 — Неисправность в электрической цепи ТНВД (топливного насоса высокого давления)

23 — Несоответствие положения педали газа и педали тормоза

24 — Неисправность в электрической цепи ТНВД (топливного насоса высокого давления)

25 — Неисправность в электрической цепи ТНВД (топливного насоса высокого давления)

26 — Неисправность в электрической цепи ТНВД (топливного насоса высокого давления)

27 — Неисправность в электрической цепи датчика положения рейки (датчик
встроен в исполнительный механизм ТНВД)

28 — Неисправность в электрической цепи датчика педали тормоза

29 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

31 — Неисправность в электрической цепи датчика температуры наддувочного воздуха

32 — Физическая ошибка датчика температуры наддувочного воздуха

33 — Неисправность в электрической цепи датчика давления наддувочного воздуха

34 — Физическая ошибка датчика давления наддувочного воздуха

35 — Неисправность модуля управления круиз контроля

36 — Неисправность в электрической цепи датчика температуры охлаждающей жидкости

37 — Физическая ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости

38 — Неисправность в электрической цепи датчика температуры топлива

39 — Физическая ошибка датчика температуры топлива

41 — Неправильный сигнал с многоступенчатого входа

42 — Превышение максимально допустимой частоты вращения двигателя

43 — Ошибка сигнала скорости автомобиля

51 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

52 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

53 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

54 — Превышение бортового напряжения

55 — Некорректно законченный рабочий цикл электронного блока управления

61 — Неисправность CAN линии

62 — Неисправность CAN линии

63 — Неисправность CAN линии

64 — Неисправность CAN линии

65 — Неисправность CAN линии

66 — Неисправность CAN линии

67 — Неисправность CAN линии

68 — Неисправность CAN линии

69 — Неисправность CAN линии

70 — Неисправность CAN линии

71 — Неисправность CAN линии

72 — Неисправность CAN линии

73 — Неисправность CAN линии

74 — Неисправность CAN линии

75 — Неисправность CAN линии

76 — Неисправность CAN линии

81 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

82 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

83 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

84 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

85 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

86 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

99 — Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

Шестизначные коды

274179 — некорректная работа приводной оси электромагнитного клапана.

274192 — Неисправность контроллера передней оси переднего правого колеса

274194 — Неверное положение ведущей оси контроллера расстояния (правая сторона)

274198 — Неисправность датчика передней оси

520194 — неисправность в электрической цепи индикатора (лампочки) круиз контроля

520195 — неисправность в электрической цепи красного индикатора (красная лампочка, red-индикатор)

520196 — неисправность в электрической цепи индикатора АВЗ

520198 — неисправность в электрической цепи GRN индикатора неисправностей

520199 — некорректная работа источника питания драйвера ИМ

520207 — неисправность в электрической цепи нагревателя топлива

520208 — неисправность в электрической цепи питания электролинии коммутируемого питания устройств

520211 — неисправность в электрической цепи блока управления АБС

520222 — неправильная последовательность активации каналов форсунок

520223 — ошибка сброса ЭБУ / неисправность в электрической цепи ЭБУ

520224 — ошибка памяти EEPROM управляющего модуля

520225 — ошибка несоответствия версии программного обеспечения и версии калибровочных данных

520296 — низкая эффективность функционирования нейтрализатора

523352 — неисправность в электрической цепи выходного каскада управления инжектором (Банк 2)

523470 — Неисправность клапана обнуления давления в топливной рампе.

523601 — Подаются некорректные показания с контроллера давления хладагента на блок управления (низкий / высокий уровень сигнала)

523612 — Неисправность в электрической цепи питания регулятора давления топлива (обрыв или короткое замыкание)

523613 — Неисправность клапана управления давлением в топливной рампе

523615 — Неисправность дозатора топливного насоса повышенного давления.

Какие ошибки выдает блок управления на автомобиле КАМАЗ 5490

Тягач КАМАЗ 5490 относится к магистральному седельному типу транспортных средств. На борту грузовой машины установлен силовой агрегат немецкого производства. Двигатель «Мерседес-Бенц» способен выдавать порядка 428 л.с. Система впрыска с топливным механизмом PLD обеспечивает экономичность мотора. На 100 км пути двигатель КАМАЗ 5490 потребляет порядка 33 литров дизтоплива. Установленный в машине силовой агрегат отвечает требованиям экостандарта Евро 5. Характерной особенностью является комфортабельная кабина европейского типа, максимально приспособленная для продолжительных переездов по трассам: резиновые коврики на полу, мягкие сиденья, холодильник. Для удобства водителя предусмотрена электронная приборная панель с сенсорным дисплеем. Электрика КАМАЗ 54901 работает под напряжением 24 В.

Согласно действующему законодательству, номер двигателя КАМАЗ 740 указан на стенке блока цилиндров с левой стороны по ходу движения. Маркировка на силовом агрегате не имеет повторений. Здесь указываются сведения о коде базового двигателя, версии, годе выпуска, а также порядковое число. Данные наносятся в две строки ударным способом для наиболее качественного пробивания цифр.

Центральный блок управления с электрическим оборудованием на основе CBCU3-E24L составляет базу мультиплексной архитектуры тягача. Задачей компонента становится контроль электрооснащения машины. Задачей блока управления является подготовка и обработка информации для отображения. Благодаря тому, где находятся органы управления седельным тягачом КАМАЗ 5490, можно диагностировать неполадку прямо внутри кабины грузовика.

Контрольные приборы чутко отслеживают состояние механизмов автомобиля. При обнаружении сбоев на дисплей выводится соответствующее сообщение.

Как определить неисправность

Порядок выявления неполадок в работе КАМАЗ 5490 s5 и других модификаций транспортного средства следующий. Понадобится завести мотор и подождать. На приборной панели загорится клавиша «ЧЕК». Если на протяжении 3 секунд кнопка не погаснет, можно говорить о неисправности в функционировании грузовика. Далее следует нажать на кнопку диагностики. На экран выводятся коды ошибок КАМАЗ 5490. Расшифровать их можно обратившись в сервисный центр. Информационная таблица позволит самостоятельно выявить наиболее распространенные проблемы.

Обычно выходят из строя следующие компоненты:

  • разряжается аккумуляторная батарея;
  • засоряется сажевый фильтр;
  • перегорают лампы, встроенные в фары;
  • уменьшается уровень давления в смазочной системе;
  • становится недостаточной мощность в моторе.

Как расшифровать коды ошибок

Определить, где находится конкретная проблема, можно путем расшифровки кодов неисправностей. На дисплее выводится название подсистемы, общее число дефектов, порядковый номер неполадки, код ошибочного параметра и тип сбоя. В случае более чем 10 проблем сначала понадобится устранить первый десяток, чтобы ознакомиться с остальными.

Расшифровка ошибки поможет выявить, что привело к возникновению неполадки. На основе этой информации составляется план устранения дефекта. Некоторые проблемы можно ликвидировать самостоятельно. В ряде случаев понадобится обратиться к профессионалам, чтобы восстановить нормальную работу тягача.

Список распространенных проблем

SPN 620 fmi 3 – расшифровка ошибки подразумевает напряжение выше нормального значения либо короткое замыкание. Нужно проверить подводящую линию датчика давления, заменить центральный модуль EBS.

SPN 620 fmi 4 – обратная проблема, так как уровень напряжения ниже нормального либо произошло короткое замыкание в системе. Принцип диагностики и ремонта аналогичный предыдущему дефекту.

SPN 171 fmi 4 указывает на землю цепи датчика температуры окружающей среды.

SPN 171 fmi 5 демонстрирует обрыв цепи в этом же месте.

SPN 171 fmi 7 говорит о том, что сигнал температурного датчика находится вне диапазона.

SPN 96 – группа ошибок КАМАЗ 5490 объединяет проблемы с датчиком уровня топлива в баке.

SPN 1087-1088, 1086 и 1089 – категория неполадок с датчиком давления воздуха 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом контуре соответственно.

При выводе на экран обозначения SPN 7171, 7172 fmi 4, 5, 7 нужно проверить цепь линии 1 и 2 рулевых клавиш.

SPN 97 fmi 4, 5 говорит о замыкании либо обрыве цепи водяного датчика в топливе машины.

Если проблема коснулась угла рулевого колеса, на дисплее появляется SPN 1807 с соответствующим fmi. Неполадки могут подразумевать неисправности режима распознавания угла, ненормальную частоту или отсутствие надлежащей реакции механической системы.

SPN 1809 – группа кодов сбоев бокового ускорения.

Нередко возникают проблемы с тормозной системой нового седельного тягача. Соответствующие дефектам ошибки – SPN 520246 fmi 31, SPN 1049 fmi 14. Повреждение системы внешнего тормозного спроса отображается выводом SPN 520242, 520243 с fmi: 2 – неустойчивые данные, 9 – аномальная скорость обновления, 10 – ненормальный показатель скорости обновления. КПП также может выйти из строя. Об этом говорит появление на экране сообщения с кодом SPN 126 fmi 3, SPN 197 fmi 8.

Группа кодов SPN 7002, 7003, 7005, 7006, 7007, 7008, 7009, 7010 указывают на проблемы в работе левого, правого переднего указателя поворота, ПТФ, фар дальнего и ближнего света соответственно. Неполадки возникают вследствие обрыва в цепи.

Если проблема коснулась потенциала батареи, когда напряжение ниже нормального либо произошло короткое замыкание, на дисплее появится SPN 158 fmi 4. Нужно проверить клемму 15 электрического питания, включатель зажигания, вывод 15 линии на прочие падения напряжения при запуске зажигания. Замена EBS-модуля обычно решает вопрос – консультация профессионала поможет сделать правильный вывод. SPN 627 fmi 0, 1 говорит о дефекте источника питания. В первом случае показатели выше нормального рабочего диапазона, во втором – ниже. О том, что барахлит передатчик сигнала торможения, свидетельствует код ошибки SPN 1066 fmi 2, 8, 12. Следует проверить проводку и электроразъемы, передатчик EBS.

На КАМАЗ neo может возникнуть проблема с системой давления мочевины adblue. Недостаточный уровень параметра, а также замыкание либо обрыв насоса отображаются посредством вывода на экран кода ошибки SPN 3516 fmi, SPN 4334 fmi 18. Датчик давления мочевины adblue может барахлить – непостоянные либо некорректные сведения. Эта ошибка закодирована в виде SPN 1387 fmi 2.

Благодаря расшифровке ошибок fmi можно определить, повреждена ли крестовина КАМАЗ 5490, неисправен кондиционер, двигатель или другой компонент транспортного средства. Информационное сообщение на дисплее позволит диагностировать, в чем причина поломки и уточнить ее местоположение. Нужно своевременно устранять неполадки агрегатов и систем машины. Неисправности способны ухудшить эксплуатационные и экологические показатели работы авто: повысить расход топлива, уменьшить показатель мощности мотора и пр. Штатная прошивка электронного блока управления – гарантия корректной диагностики транспортного средства.

КОДЫ ОШИБОК ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ 740

На двигателях применяются системы управления топливоподачей с механическими
или электронными регуляторами (см. таблицу 1).

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Двигатели КАМАЗ уровня Евро-3 оснащаются электронными системами управления
двигателем (ЭСУД), где вместо традиционных ТНВД с механическим регулятором
применяются:

— ТНВД фирмы БОШ типа 7100 с электронным регулятором;

— ТНВД ОАО «ЯЗДА» типа 337-23 с электронным регулятором.

ЭСУД предназначена для управления цикловой подачей топлива двигателя в
зависимости от режимов работы двигателя, его температурного состояния,
регулировочных характеристик и параметров окружающей среды. Система обеспечивает
выполнение следующих функций:

— нормирование пусковой подачи топлива;

— коррекция цикловой подачи в зависимости от давления
наддувочного воздуха;

Читайте также:  КамАЗ-45143. Габариты, двигатель и расход топлива. Трансмиссия, тормоза и электрическое оборудование

— ограничение цикловой подачи топлива при достижении
предельной температуры охлаждающей жидкости;

— управление реле блокировки стартера;

— отключение подачи топлива в режиме «горный тормоз»;

— ограничение максимальной скорости автомобиля;

— обеспечение аварийного останова двигателя;

— осуществление диагностических функций и передача
диагностической информации через диагностический разъем по линии K-line и CAN;

— индикация о неисправности ЭСУД контрольной лампой
«Check Engine»;

— обеспечение взаимодействия с другими системами
управления автомобиля;

— обеспечение аварийно-предупредительной сигнализации и
защиты и др.

В состав ЭСУД входят:

— электронный блок управления (ЭБУ);

— жгуты проводов в комплекте с датчиками, переключателями
и разъемами для подключения устройств диагностирования системы в условиях
эксплуатации;

— исполнительные механизмы (привод рейки ТНВД, клапан
аварийного останова двигателя).

Установленный в кабине изделия включатель режима
диагностики имеет три положения — среднее (фиксированное), верхнее и нижнее
(нефиксированные). В верхнем и нижнем положении электронный блок управления
двигателем находится в режиме диагностики.

Диагностика двигателя проводится нажатием и удерживанием
включателя в верхнем или нижнем нажатом положении более 2 секунд. После
отпускания включателя лампа диагностики промигает блинк-код неисправности
двигателя в виде нескольких длинных вспышек (первый знак блинк-кода) и
нескольких коротких вспышек (второй знак блинк-кода).

При следующем нажатии на включатель лампа будет мигать
блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности,
хранящиеся в электронном блоке. После вывода последней запомненной
неисправности блок начинает заново выводить первую неисправность.

Для стирания выводимых лампой диагностики блинк-кодов
неисправностей из памяти блока управления при нажатом включателе режима
диагностики включите зажигание и после этого удерживайте включатель режима
диагностики еще около 5 секунд.

Пример — при физической ошибке датчика температуры
наддувочного воздуха (блинк-код 32) лампа диагностики промигает 3 длинные
вспышки, пауза, 2 короткие вспышки.

Перечень возможных ошибок и неисправностей, их блин-коды и рекомендуемые
действия при этом приведен в таблице 4

Таблица 1 — Возможные неисправности, их коды и способы устранения

Устанавливаемые ЭСУД ограничения

Способ устранения ошибки

Неисправность педали газа

Проверить подключение педали газа. Обратиться в
сервисный центр

Неисправность датчика атмосферного давления

Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный
центр

Физическая ошибка датчика атмосферного давления

Неисправность датчика сцепления

Проверить датчик сцепления. Можно продолжать
движение. Не пользуйтесь функцией круиз-контроль. Обратиться в сервисный
центр.

Неисправность основного датчика частоты вращения
двигателя (коленчатый вал)

Проверить состояние и подключение соответствующих
датчиков частоты вращения двигателя

Продолжение таблицы 4

Устанавливаемые ЭСУД ограничения

Способ устранения ошибки.

Неправильная полярность или перестановка датчиков
частоты вращения

Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный
центр

Неисправность вспомогательного датчика частоты
вращения двигателя(распределительный вал)

Неисправность главного реле

Проверить главное реле и его подключение. Можно
продолжать движение. Обратиться в сервисный центр.

Возможно двигатель не запустится

Проверить контакт штекера ТНВД. Срочно обратиться в
сервисный центр!

Устанавливаемые ЭСУД ограничения

Способ устранения ошибки

Несоответствие положения педали газа и педали
тормоза

Проверить педаль газа, возможно ее заклинило, срочно
обратиться в сервисный центр

Плохой контакт датчика положения рейки

Возможно двигатель не запустится.

Проверить контакт штекера ТНВД. Срочно обратиться в
сервисный центр

Неисправность датчика педали тормоза

Проверить датчик педали тормоза и тормозное реле.
Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Неисправность электронного блока управления
(аппаратное обеспечение)

Возможно двигатель не запустится.

Срочно обратиться в сервисный центр

Неисправность датчика температуры наддувочного
воздуха

Проверить датчик температуры наддувочного воздуха.
Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Физическая ошибка датчика температуры наддувочного
воздуха

Неисправность датчика давления наддувочного воздуха

Проверить датчик давления наддувочного воздуха.
Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Физическая ошибка датчика давления наддувочного
воздуха

Неисправность модуля управления круиз контроля

Проверить подключение рычага круиз контроля. Можно
продолжать движение. Обратиться в сервисный центр. Данная ошибка
появляется также из-за одновременного нажатия нескольких управляющих
элементов рычага круиз контроль

Продолжение таблицы 1

Устанавливаемые ЭСУД ограничения

Способ устранения ошибки

Неисправность датчика температуры охлаждающей
жидкости

Проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.
Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Физическая ошибка датчика температуры охлаждающей
жидкости

Неисправность датчика температуры топлива

Проверить датчик температуры топлива. Можно
продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Физическая ошибка датчика температуры топлива

Устанавливаемые ЭСУД ограничения

Способ устранения ошибки

Неправильный сигнал с многоступенчатого входа

Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный
центр.

Ошибка сигнала скорости автомобиля

Проверить подключение тахографа к электронному блоку
управления. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Превышение бортового напряжения

Проверить зарядку аккумуляторной батареи.

Превышение максимально допустимой частоты вращения
двигателя

После полной остановки двигателя возможен новый
запуск

Если превышение произошло из-за неправильного
переключения передач с высшей на низшую: проверить двигатель; если двигатель
в порядке можно заводить двигатель и продолжать движение.
Если двигатель самопроизвольно
увеличил частоту вращения, двигатель не заводить. Срочно обратиться в
сервисный центр

Неисправность CAN линии

Проверите подключение CAN линии к другим CAN
устройствам (ABS, АКПП и т.д.). Можно продолжать движение. Обратиться в
сервисный центр

Элементы ЭСУД двигателей КАМАЗ с V-образным ТНВД.

На двигателе установлены датчики:

— два датчика частоты вращения коленчатого вала;

— температуры охлаждающей жидкости;

— температуры наддувочного воздуха;

— давления наддувочного воздуха.

Датчик частоты вращения коленчатого вала 406.3847060-01 (ОАО «Пегас») —
индукционный, используется для измерения частоты вращения коленчатого вала
двигателя. Устанавливается в специальные отверстия в картере маховика. Для
формирования сигналов частоты вращения коленчатого вала в качестве индуктора
используются зубья обода маховика. Для обеспечения работоспособности двигателя
при выходе из строя одного из датчиков применяются два датчика частоты
вращения.

Датчик температуры охлаждающей жидкости 192.3828 (ОАО «Автоэлектроника», г.
Калуга) используется и устанавливается аналогично ЭСУД с рядным насосом БОШ.

Датчик температуры топлива 192.3828 (ОАО «Автоэлектроника», г.
Калуга) устанавливаемый в топливный канал ТНВД, используется для определения
температуры топлива. В зависимости от его сигнала происходит корректирование
объёма цикловой подачи топлива.

Датчик температуры наддувочного воздуха 192.3828 (ОАО «Автоэлектроника», г.
Калуга), устанавливаемый в соединительном патрубке, определяет температуру
воздуха во впускных коллекторах двигателя.

Датчик давления наддувочного воздуха 23.3855 (ОАО «Автоэлектроника», г.
Калуга) крепится с помощью кронштейна на соединительном патрубке воздушных
коллекторов двигателя и с помощью резинового рукава соединяется с впускным
коллектором.

Значения температуры и давления воздуха необходимы для определения
массового расхода воздуха и соответственно состава рабочей смеси.

Электронный блок управления 50.3763 (ОАО ЧНППП «Элара», г.
Чебоксары) устанавливается в кабине автомобиля.

ЭБУ анализирует всю поступающую информацию о режимных параметрах, о
состоянии двигателя и автомобиля, обрабатывает ее в соответствии с заданными
алгоритмами и управляет рейкой ТНВД, обеспечивая при этом впрыскивание строго
дозированных порций топлива. Через шину CAN возможен обмен сигналами с другими системами
автомобиля, через K-line осуществляется диагностика системы.

Электромагнит поворотный перемещения реек ТНВД (ООО «Объединение Родина», г.
Йошкар-Ола) 18 (рисунок 38) с датчиком положения 17 служат для установки реек
ТНВД в положение, соответствующее заданному режиму работы двигателя.
Исполнительный механизм, крепится болтами к верхней крышке ТНВД со стороны
масляной полости. С наружной стороны крышки устанавливается датчик положения
исполнительного механизма. Верхняя крышка ТНВД через прокладку болтами крепится
к корпусу насоса и обеспечивает герметичность масляной полости насоса.
Конструкция и характеристики электромагнита определяют высокую точность и
быстродействие, обеспечивая регулирование дизельного двигателя в зависимости от
условий работы.

Отсечной топливный клапан, предназначенный для останова
двигателя путем прекращения подачи топлива в ТНВД при возникновении аварийный
ситуаций (например, превышении частоты вращения коленчатого вала), установлен в
топливной системе на входе в ТНВД.

Педальный модуль КДБА 453621.003 (ЗАО «Автокомлект», г. Арзамас)
необходим для выбора требуемого режима работы двигателя водителем. Сигнал
выходного напряжения передается в электронный блок управления, где он
преобразуется в требуемое значение цикловой подачи топлива.

Размещение элементов системы и прокладка моторного пучка проводов на
двигателе показаны на рисунке 45.

Контрольная лампа диагностики двигателя (лампа «Check Engine»), как и в
других системах, служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности
— блинк-кодов.

Диагностика и управление ошибками системы ЭСУД.

Диагностика системы производится с помощью сканер-тестера или персонального
компьютера. В этом случае генерируются коды ошибок OBD II, представленные в
таблице 5.

Диагностику некоторых ошибок можно провести и при отсутствии
сканер-тестера, для чего необходимо однократно кратковременно нажать на кнопку
«Диагностика/Сброс ошибок» на пульте управления изделия. Если в системе
присутствуют ошибки, то код первой ошибки будет отображен с помощью лампочки
(лампа «Check Engine»). Для определения кода следующей ошибки необходимо после
окончания отображения текущей ошибки повторно нажать на кнопку
«Диагностика/Сброс ошибок» на пульте управления и т.д.

Каждый код состоит из восьми последовательных миганий разной длительности
лампочки. Короткое мигание (порядка 0,2 секунд) соответствует «0», длинное (0,6
секунд) соответствует «1». Поддерживаемые коды приведены в поле «Blink» таблицы
5. Первое мигание соответствует правому разряду приведенных чисел.

Таблица 5 — Возможные неисправности и их коды

Сбой датчика частоты вращения коленчатого вала

КамАЗ 54901. Технические и эксплуатационные характеристики. Видео обзоры

КамАЗ 54901: прорыв в отечественном автомобилестроении

Долгое время отечественный производитель не мог создать седельный тягач, который бы по своим техническим и эксплуатационным характеристикам смог бы конкурировать с зарубежными аналогами. КамАЗ 54901 с принципиально новой кабиной К5, созданный в сотрудничестве с иностранными специалистами, призван ответить на вопрос – смог ли Камский завод создать конкурентоспособный грузовик для дальнемагистральных перевозок.

Дебют КамАЗ 54901 произошел в 2017 году на выставке Комтранс, где автомобиль впервые был представлен широкой публике. Специалисты отметили современные обтекаемые формы кабины, светодиодные фары, возросшую высоту грузовика. Чаще всего водители КамАЗов жаловались на недостаточную комфортабельность кабины. Салон нового тягача может похвастаться увеличенным объемом (9 кубов), комфортной высотой (198 см), функциональностью, современным дизайном внутри и качественными материалами, использовавшимися для отделки интерьера.

В кабину ведут четыре удобных ступеньки, здесь устанавливается два кресла с множеством регулировок, также имеется два спальника (верхний — откидной). Отметим эргономичную и весьма информативную приборную панель, на которой доступна вся необходимая информация. Справа от водителя находится 10-дюймовый сенсорный экран с удобным интерфейсом и богатым функционалом. Чуть ниже, на консоли размещено несколько выходов под USB порты, здесь же находится управления кондиционером (часть автомобилей комплектуется системой климат-контроль). Коробка передач теперь управляется при помощи подрулевого джойстика, также следует отметить наличие множества боксов для хранения инструментов и вещей водителя.

На рынке подержанной техники объявления о продаже КамАЗ 54901 встречаются крайне редко, сколько стоит такой грузовик сказать трудно. Объясняется это новизной автомобиля, напомним – первые экземпляры тягача сошли с конвейера только в 2017 году. В то же время на сайте производителя можно найти множество предложений о продаже новых грузовиков. Их цена зависит от комплектации и колеблется в пределах от 6,4 до 7 миллионов рублей (в топовом исполнении стоимость грузовика будет еще выше). При этом, в эту цену завод-производитель принудительно включил трехлетний сервис.

Технические характеристики КамАЗ 54901

Габариты и грузоподъемность:

  • Длина 6 350 миллиметров;
  • Ширина без учета зеркал: 2 550 мм;
  • Высота: 4 000 мм;
  • Межосевое расстояние: 3 600 мм;
  • Внешний габаритный радиус поворота: 8 метров;
  • Тип колес: дисковые;
  • Тип шин: бескамерные, радиальные, 315/70 R22,5;
  • Вес снаряженного автомобиля: 8 400 килограмм;
  • Предельная нагрузка на седельно-сцепное устройство: 11 300 кг;
  • Высота седельного устройства: 1 150 мм;
  • Максимальная масса полуприцепа: 35 600 кг;
  • Полная масса тягача: 44 тонны;
  • Максимальная скорость автомобиля: 90 км/час.

Двигатель и расход топлива

Грузовик приводится в движение дизельным силовым агрегатом КамАЗ 54901. Конструктивно – это рядный шестицилиндровый мотор с функцией турбонаддува и системой промежуточного охлаждения воздуха. Рабочий объем турбодизеля равен 11, 96 литрам, а его номинальная мощность достигает 450 лошадиных сил при скорости вращения 1 900 об/минуту. Двигатель комплектуется современной топливной системой Common Rail, которая способствует экономии топлива и снижению вредных выбросов в атмосферу. Блок цилиндров выполнен из литого чугуна, на каждом цилиндре устанавливается по 4 клапана.

В соответствии с руководством по эксплуатации КПД КамАЗ 54901 составляет 43%, впрочем, конструкторы заявляют о возможности дальнейшего совершенствования мотора и приведения его к стандартам Евро 6. Сегодня мотор дизель соответствует стандарту Евро 5.

Читайте также:  КамАЗ-43101. Двигатель, трансмиссия, тормоза схема электропитания

К преимуществам нового двигателя следует отнести:

  • Наличие турбонаддува с технологией понижение температуры надувочного воздуха;
  • Наличие системы электронного впрыска топлива, при которой форсунки с электроуправлением подают горючее под высоким давлением, что гарантирует его полное сгорание;
  • Экономичность двигателя и высокий КПД;
  • Технология глубокой очистки отработанных газов, что значительно повышает экологичность двигателя.

Седельный тягач КамАЗ 54901, в базовой комплектации, оборудован топливным баком, объемом в 800 литров. Также в продаже доступны автомобили укомплектованные двумя топливными баками по 600 литров каждый. Заявленный расход топлива соответствует 30 литрам горючего на 100 километров пути, что еще раз подчеркивает экономичность автомобиля.

Трансмиссия и электропитание КамАЗ 54901

Хорошую динамику набора скорости и комфорт в управлении грузовиком обеспечивает автоматическая 12-ти ступенчатая коробка нового поколения ZF 12TX2210 ТD, созданная на основе принципиально новых технологий. Прежде всего, водители отмечают тихую работу TraXon, в целом, она издает на 33% меньше шума, чем ее предшественники. Также новая трансмиссия повышает экономичность автомобиля, так крутящий момент двигателя передается на ведущие мосты, практически без потери энергии.

Электроника отлично реагирует на дорожные условия и вовремя переключает с одной передачи на другую, с высокой точностью и плавностью. Это происходит благодаря использованию различных датчиков, которые анализируют наклон дороги, кривизну и направление поворота, скорость оборотов двигателя и множество других аспектов. Заявленный пробег трансмиссии ZF 12TX2210 ТD TraXon составляет 1 600 000 километров, без капитального ремонта.

Взаимодействие двигателя и коробки передач обеспечивается при посредничестве сцепления MFZ-350, производимого немецкой компанией ZF Sachs. Это сухое однодисковое сцепление вытяжного типа устанавливается на множестве моделей грузовиков нового поколения, оно отличается высокой эффективностью и надежностью.

Электронные и электрические системы седельного тягача КамАЗ 54901 питаются от двух мощных 12-вольтовых аккумуляторных батарей, суммарной емкостью 450 А/час. Поскольку в рабочее напряжение электросхем автомобиля составляет 24 вольта, то здесь установлен преобразователь напряжения. Также грузовик оснащен 28-вольтовым генератором, мощностью 3 киловатта.

Тормоза и системы безопасности КамАЗ 54901

Седельный тягач КамАЗ 54901 оснащен эффективной системой безопасности, которая состоит из дисковых тормозов, установленных на каждом колесе грузовика, сама тормозная система оснащена технологией стабилизации. Кроме того, на автомобиле в базовой комплектации доступны такие системы безопасности:

  • ASR: главная задача этой системы состоит в предотвращении потери сцепления колес с дорогой, также благодаря этой технологии снижаются нагрузки на трансмиссию автомобиля;
  • ESP: современная электронная система безопасности, повышающая курсовую устойчивость машины на дороге, защищающая автомобиль от заносов. При наличии технологии ESP водителю намного легче контролировать поведение автомобиля, особенно при движении по мокрым или заснеженным дорогам.
  • EBS: электроннопневматическая педаль, не имеющая физического контакта с элементами тормозной системы. При нажатии на привод в электронный блок управления посылается сигнал, вследствие которого система сама распределяет тормозное усилие на каждое колесо, в зависимости от ситуации на дороге.

Видео обзор седельного тягача КамАЗ 54901

Новейший магистральный седельный тягач КамАЗ 54901 – обзор и тест-драйв:

Презентация седельного тягача КамАЗ 54901 в Санкт-Петербурге

КамАЗ 54901 – основные недостатки:

Что говорят на форумах: отзывы владельцев и водителей КамАЗ 54901

Александр Евстигнеев, 47 лет, Ленинградская область:

Три седельных тягача КамАЗ 54901 предприятие приобрело пару месяцев тому. На один из них посадили меня. Ну что сказать – машина впечатляет. Совсем другая кабина с современным оборудованием. Наконец, на заводе подумали о водителе, спина не устает, отличная обзорность да и электроника здорово помогает. По надежности агрегатов пока что-то сказать трудно – пробег небольшой, а вот сборка иногда вызывает недоумение как и в старом КамАЗе, пришлось подтягивать болты и гайки. Больше недостатков пока не выявлено, хотя слышал, как директор жаловался на высокую стоимость тягача.

Значение кодов ошибок компьютерной диагностики грузовиков КамАЗ Евро-4

Коды ошибок на КамАЗ Евро-4 — это информация о неполадках в работе транспортного средства.

Как проводят диагностику

Диагностика включает в себя сбор признаков неполадок в системе, сканирование электронной системы управления, сброс и проверку всех механизмов и систем на наличие неисправностей в электронном блоке, осмотр всех датчиков, которые отвечают за бесперебойную работу силового агрегата.

Во время диагностики КамАЗа-5490, 54115, 5308 и других моделей с двигателем, изготовленным по международному экологическому стандарту Евро-3 и 4, замеряют уровень давления в топливной системе, тестируют работоспособность генераторной установки и анализируют выхлопные газы при помощи специального оборудования. Также проверяют обмотку электромагнитного регулятора системы подачи топлива и замыкание в катушках индуктивных датчиков.

Оборудование и программы для диагностики

Существует несколько сканеров для обнаружения проблем в механизмах транспортного средства, например:

  1. Автосканер ДК-5. Это оборудование помогает обнаружить неполадки в работе электронного блока путем считывания и настройки показателей системы управления при помощи компьютера. Этот автосканер можно использовать при температуре до +30°С и относительной влажности воздуха не более 80%.
  2. Сканер EDS-24. Это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для компьютерной диагностики грузового транспортного средства. Он включает в себя адаптер USB с развязкой гальванического типа, что дает возможность осуществлять проверку систем в условиях низкого напряжения.

Программы для диагностики:

Расшифровка ошибок

Расшифровка кодов ошибок КамАЗ представлена в инструкции программы, которая используется для диагностики. Примеры ошибок:

  • 213 — нарушение в работе устройства управления силовым агрегатом;
  • 296 — упало давление масляной жидкости;
  • 2973 — сбои в системе контроля за давлением воздуха во впускном коллекторе;
  • 214 — перегрев масляной жидкости;
  • 235 — недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе;
  • 425 — высокая температура масла;
  • 3617 — отсутствует сигнал многоступенчатого переключателя;
  • ошибка 4335 — проблемы с подачей воздуха;
  • 275 — некорректно работает ТНВД;
  • 429 — высокие показатели напряжения в цепи топливного индикатора;
  • 351 — нарушение в работе форсунок;
  • 415 — невысокий уровень рабочей жидкости;
  • 261 — перегрев горючего.

Поломки датчиков

Коды неисправностей датчиков КамАЗа-34334, 6308 и других моделей с двигателем Евро-4:

  • 221 — поломка в датчике положения педали, которая отвечает за подачу рабочей жидкости;
  • 232 — неисправность датчика, измеряющего атмосферное давление;
  • 335 — дефекты в проводке выходного каскада управления лампой;
  • 231 — сбой в работе датчика давления наддува на электрический блок управления;
  • 124 — фиксация некорректного показателя напряжения;
  • 345 — некорректная работа передачи сигнала с индикатора давления отработанных газов;
  • 113 — проблемы с частотой вращения распредвала;
  • 112 — некорректные показатели, поступающие на блок управления от коленвала;
  • 246 — сбои в работе датчика температуры;
  • 00550 — неисправность штекера ТНВД.

Неисправности ДВС

Список поломок ДВС на КамАЗе:

  • 726 FMI 2 — неисправности в работе индикатора позиции устройства, отвечающего за распределение жидкости;
  • SPN 526313 FMI 6 — брак устройства, которое контролирует уровень давления в механизме рампы;
  • SPN 520211 FMI 12 — нет сообщения от системы АБС;
  • SPN 791 FMI 4 — низкий уровень заряда;
  • 523470-2 — нет напряжения в цепи механизма, отвечающего за сброс показателей давления;
  • SPN 523613 FMI 16 — износились фильтры очистки рабочей жидкости;
  • 77 FMI 0 — высокие обороты двигателя;
  • 190-3 — сбой в работе;
  • 110-0 — высокий уровень температуры мотора;
  • 132-4 — сбой в распределении воздушного потока;
  • 653-0 — повреждение в системе питания форсунки.

Другие поломки

Коды ошибок в системеПричина поломки
SPN 977 FMI 4Неисправности в работе цепного механизма кондиционера
98-1Превышено количество оборотов коленчатого вала
523601-4Низкий уровень топлива и масла
3514-31Вышел из строя источник питания
675-4Замкнуты форсунки
13688-4Реле топливного насоса замкнуло на землю
91-4Нечеткий сигнал от датчика, отвечающего за позицию тормозного механизма
171-3Эта ошибка расшифровывается как сбой в работе термометра
1072-4Клапан был замкнут на землю
111-3Сильный сигнал от индикатора уровня антифриза
1188-5Отсутствует связь с реле подогрева воздушного потока
110-2Датчик, отслеживающий температуру антифриза, работает некорректно
1188-4Произошло замыкание на землю в регулировочной цепи клапана давления

Как сбросить ошибки

Сброс на КамАЗе-4334, 5308 и других моделях можно сделать следующим образом:

  1. Прогреть двигатель до рабочей температуры.
  2. Убрать положительную клемму с аккумуляторной батареи на 5-15 минут.
  3. Подключить клемму обратно к аккумулятору.
  4. Повернуть ключ зажигания в последнее положение перед запуском мотора от стартера. При этом должны загореться лампочки и указатели, которые расположены на приборной панели.
  5. Оставить ключ в такой позиции на 1 минуту.
  6. Вернуть ключ зажигания в первоначальное положение.

Если это не помогло, то следует сделать короткое замыкание в цепи транспортного средства. В этом случае после сброса придется заменить предохранительный элемент.

КАМАЗ-54901 – седельные тягачи нового поколения

На Камском автозаводе заканчивается монтаж оборудования для производства седельных тягачей нового поколения КАМАЗ‑54901, а также готовится к выпуску опытно-промышленная партия этих перспективных автомобилей

Автомат в приоритете

Мы уже давно привыкли, что на большинство тяжелых грузовиков КАМАЗ устанавливают 16-ступенчатые коробки ZF Ecosplit или более легкие 9-ступечатые коробки ZF Ecomid, которые изготавливают на СП «ЦФ КАМА». Эти коробки устраивают наших перевозчиков и по качеству, и по характеристикам, и по сервисной поддержке. У концерна ZF в России отлаженная сервисная сеть, коробки Ecosplit ремонтируют в сервисных центрах DAF, MAN, Renault, IVECO, а также у дилеров КАМАЗа и МАЗа, в Набережных Челнах на самом заводе «ЦФ КАМА»… При этом челнинские коробки глубоко локализованы – ​уже в 2014 году уровень локализации деталей коробок Ecomid и Ecosplit составлял 52 процента.
Но не только в Европе, а теперь и в России все чаще перевозчикам предлагают тягачи с автоматизированными механическими коробками. На магистральных грузовиках коробки-«роботы» часто уже идут в базовой комплектации, а под заказ как опцию поставляют механическую КП. Причем самую распространенную коробку как раз делает Zahnradfabrik Friedrichshafen. Это 12-ступенчатые семейства ZF AsTronic, допустим модели 12AS 2131, под двигатели моментом 2100 Н.м. У MAN эти же «роботы» называют TipMatic, у IVECO – ​EuroTronic, а у Renault Trucks – ​Optidriver, но коробки ​одинаковые. ZF AsTronic устанавливают и на КАМАЗ‑5490 К4, в основном на автомобили с приставкой NEO.
Однако на КАМАЗ‑54901 К5 планируется ставить совершенно новую коробку-«робота» – ​12-ступенчатую модульную коробку ZF Traхon. Их целое семейство, которое в первую очередь различается по крутящему моменту моторов. К примеру, есть ZF 12TX2110 на 2100 Н.м, есть 12TX 2621 на 2600 Н.м. Обратите внимание на буквы ТХ в обозначении – ​это первый признак Traхon! Вообще у коробок ZF Traхon диапазон по моменту от 1610 до 3400 Н.м., и самые мощные коробки именно с 12 передачами, а еще есть 16-ступенчатые версии, но они рассчитаны на момент до 2800 Н.м. Пока на КАМАЗ‑54901 К5 будут использовать только коробку ZF 12TX2621, такие КП работают с моторами мощностью от 460 до 500 л.с.
Казалось бы, семейство ZF AsTronic – ​очень хорошие, отлаженные коробки, с нормальным сервисом… Зачем нам в России какой-то пусть новейший, но непонятный ZF Traхon? Но дело в том, что коробки уже не в полной мере соответствуют возросшим мощностям новых двигателей. Первые ZF AsTronic появились в конце 90-х, тогда дизели мощностью 500 сил были редкостью, а сейчас такие моторы есть у каждого производителя и появляются еще более мощные. Кроме того, как говорят, ZF AsTronic сложно адаптировать под превентивную систему круиз-контроля типа «мерседесовской» Predictive Powertrain Control (PPC) или «вольвовской» системы I-See, которые автоматически обеспечивает оптимальный скоростной режим на тех маршрутах, по которым автопоезд уже проезжал ранее. Такие системы сейчас есть у всех европейских производителей грузовиков. Оцените, как далеко заглядывает КАМАЗ! А еще на ZF AsTronic не было режимов «накат» и «раскачка», а у ZF Traхon они есть.
Благодаря использованию более совершенных программ стратегии движения и переключения передач, коробки ZF Traхon, в сравнении ZF AsTronic, экономичнее. Программа заставляет двигатель чаще работать «на низах» диапазона оборотов. Но не только электроника у ZF Traхon экономит топливо. В этих коробках минимизированы потери на трение: шестерни постоянного зацепления обрабатывают более чисто. По коробкам других производителей, когда разглядываешь такие шестерни на разрезанном макете, ​кажется, что их отполировали. В результате у ZF Traхon КПД в зацеплении близко к 0,98. Немаловажно, что у ZF Traхon быстродействие переключения передач выше, чем у старины ZF AsTronic. При этом у Traxon нет синхронизаторов в основной коробке, есть только свои «синхроны» в делителе и демультипликаторе. В коробке ZF Traхon два горизонтальных промежуточных вала (этим она конструктивно схожа с ZF AsTronic), и на каждом из них смонтирована своя многодисковая фрикционная муфта – ​словно сцепление у мотоцикла. Эти муфты и выполняют функции синхронизаторов основной коробки, уменьшая скорость вращения промвалов при переключении вверх. А если надо переключиться вниз, то блок управления двигателем просто увеличивает обороты коленвала. Управляются муфты автоматически, через пневматический исполнительный механизм. Кстати, такой «тормозок» промвала давно и успешно применяют на американских коробках Eaton Fuller, позже он появился на «роботах» Volvo I-Shift и на современных коробках Scania Opticruise. Так что отказ от синхронизаторов в пользу фрикционных муфт вполне оправдан, и ZF находится в тренде. Кроме того, как говорят в представительстве, у коробок ZF Traхon на 66 % вырос ресурс по количеству переключений. То есть если раньше AsTronic выхаживал, к примеру, миллион километров без выскакивания передач и треска шестернями при переключении, то ZF Traхon понадобится ремонт на пробеге близком к 1 660 000 км. Но в этом заслуга не только двойных фрикционных муфт, но и более короткого и жесткого картера коробки, более точных и долговечных подшипников. А еще, как говорят, коробка стала шире – ​значит, увеличили межцентровое расстояние у валов и, видимо, увеличили модуль зубчатого зацепления. Это тоже должно положительно сказаться на ресурсе.
Из других особенностей ZF Traхon отметим оригинальную конструкцию привода сцепления – ​здесь у выжимного подшипника нет вилки, а выжим осуществляет компактный пневмоцилиндр, расположенный кольцом вокруг первичного вала. То есть получается пневмопривод, но с электронным управлением. Хитрый механизм тоже увеличивает скорость размыкания/смыкания сцепления и улучшает быстродействие переключения коробки. Все это водитель должен ощутить на дорогах со сложным рельефом, на подъемах.
ZF Traхon легче на 60 и даже на 100 кг, чем коробки-«роботы» других производителей, а это сказывается на уменьшении снаряженной массы грузовика, что при жестком контроле полной массы улучшает рентабельность перевозок. В первую очередь сравнение идет с коробками Volvo и Scania. Это, видимо, из-за того, что «вольвовская» I-Shift и «сканиевская» Opticruise для оптимизации производства недавно начали применять соответственно на Renault Trucks и на MAN взамен коробок ZF. Наш КАМАЗ, конечно же, вне этих «игр разума» и конкуренции. Можно вспомнить высказывание Оскара Уальда: «У меня непритязательный вкус, я вполне довольствуюсь самым лучшим». Но и нашим перевозчикам должно быть приятно, что на КАМАЗ‑54901 К5 применяется столь современная коробка.
По передаточным числам 12-ступенчатая ZF Traхon почти сопоставима с 12-ступенчатой ZF AsTronic. Если сравнивать варианты коробок в исполнении TD – ​c прямой высшей передачей, то у ZF Traхon диапазон чисел от 16,69 до 1,00, а у ZF AsTronic от 15,86 до 1,00. То есть с новой коробкой будет удобнее маневрировать при постановке под разгрузку/загрузку.
Так что если сравнить «робот» ZF Traхon с ZF AsTronic, станет понятно, почему производство старой коробки в Европе постепенно сворачивают. Новая коробка ​лучше, но
ZF AsTronic все же продолжают выпускать в Бразилии. А ZF Traхon – ​пока чисто германская коробка, там ее выпускают с 2015 года, однако планируют освоить в США, Бразилии, в Китае, а также ​в России, на СП «ЦФ КАМА». Но все же у нас ZF Traхon остается экзотическим агрегатом трансмиссии, хотя ее устанавливают на грузовики DAF, на Ford Trucks, а еще – ​на китайский Foton Auman EST Н5. Как заявили в российском представительстве ZF, они уже сейчас готовы ремонтировать и обслуживать АКП серии Traхon, проводится обучение дилеров по этим коробкам. Но нужно некоторое специализированное оборудование и запчасти – ​они начнут поступать уже в конце 2018 года.

Читайте также:  Камаз 5511/ Технические характеристики: параметры двигателя, трансмиссия и сцепление

Проблема подшипников ступицы ​решена

По аналогии со многими европейскими производителями тяжелых грузовиков по деталям и узлам ходовой части КАМАЗ‑5490 К4 во многом унифицирован с КАМАЗ‑54901 К5. Точно так же собирает тягачи, допустим, MAN: бюджетный MAN TGS и флагманский MAN TGX собраны практически на одинаковой раме, с одинаковой подвеской и т.д. Хотя, конечно же, определенные отличия есть. Так же поступают шведы с Volvo FM и Volvo FH, Scania c G- и R-сериями. У современного КАМАЗа в качестве ориентира – ​грузовики Mercedes-Benz Axor и Mercedes-Benz Actros, между тем за время командировок на завод не раз слышал от разных сотрудников Камского автозавода: «Мы идем своим путем».
В сравнении с рамой весьма «оптимизированного» седельного тягача КАМАЗ‑5460 4х2 (с максимально роскошной «классической» кабиной), на который делали ставку в середине 2000-х, рама КАМАЗ‑5490 – ​совершенно оригинальная. А рама КАМАЗ‑54901 К5 хотя и создана на основе семейства К4, но для нового поколения серьезно модернизирована.
Сейчас на всех тяжелых грузовиках Камского автозавода применяют профиль лонжеронов высотой 280 мм, а на среднетоннажных – ​240 мм, и планируются к выпуску рамы высотой 300 мм. Двойная рама по схеме «лонжерон в лонжероне» применяется на семействе КАМАЗ‑6520. У рамы КАМАЗ‑5490 профиль лонжеронов высотой 280 мм, для сравнения: у DAF CF85, Volvo FM/FH и турецкого Ford Cargo – ​по 260 мм, у Renault Premium – ​266 мм, у MAN TGS – ​270 мм. Толщина профиля тоже вполне сопоставима, при том что применяется высокопрочная сталь. Технология сборки – ​самая современная. Все кронштейны и траверсы крепятся на специализированных высокопрочных болтах (​импортных). Под поперечиной № 1 монтируется противоподкатный брус, а на каждом лонжероне в этом месте – ​массивный интегральный кронштейн, объединяющий передние кронштейны рессор, крепление кабины. На него же ставится и ГУР. Такой кронштейн и в Европе-то стали применять совсем недавно. Главное его назначение – ​улучшить управляемость автомобиля за счет уменьшения перемещений и скручивания лонжеронов в этом месте. Но на раме «54901» К5, в отличие от «КамАксора», эти литые кронштейны установлены более широко – ​для размещения радиатора системы охлаждения еще большей площади и эффективности. Такой теплообменник закладывают «на вырост», под моторы Евро‑6. Кроме того, в лонжеронах для всего семейства К5 появилось множество отверстий. С одной стороны, они несколько облегчают раму, при этом не уменьшая ее прочность, с другой – ​упрощают монтаж различной навески самого автомобиля и всего многообразия надстроек. Но каждое отверстие стоит денег, хотя их не сверлят, а пробивают штампом. Кроме того, при сборке легко можно и перепутать отверстия – ​к примеру, поставить бак не на свое место. Однако на заводе говорят, что все эти проблемы будут решены. Еще одно отличие новой рамы – ​лучшее качество окраски. Теперь будут применять порошковую технологию. Из недостатков – ​постоянная по всей длине высота профиля, без корректировки подштамповками под возможные перемещения осей, с учетом хода подвески. На многих тягачах-иномарках в лонжеронах делают соответствующие подштамповки, иначе не добиться низкого расположения седла. Зато такая рама хороша для создания нескольких вариантов колесной базы. К примеру, у Mercedes Actros IV только для магистральных седельных тягачей 4х2 и «бортов» с тентом или фургонов 6х2 есть 11 вариантов базы.
Одна из проблем на КАМАЗ‑5490 была связана с низким ресурсом подшипников передних ступиц. Казалось бы, на нем используют балку передней подвески от семейства КАМАЗ‑6520, которая легко выдерживает нагрузку 7,1-7,5 тонны, и нареканий к переднему мосту этих тяжелых самосвалов в общем-то нет. И это несмотря на частую работу с перегрузом! Причем в сравнении с балкой семейства «65115», здесь одно из главных изменений – ​в шкворневом узле: шкворень увеличили в диаметре и по длине, сделали «коническим». Игольчатые подшипники для шкворня в цапфе применять не стали – ​отдали предпочтение надежным бронзовым втулкам. Однако подшипники ступиц на тягаче, в сравнении с самосвалом, все же оказались проблемным узлом. На наш взгляд, это произошло, возможно, из-за применения передних дисковых тормозов и более высокой термонапряженности работы подшипников. Но на заводе говорят, что причин проблемы с подшипниками несколько: низкое качество отечественных подшипников и смазки «Литол‑24», плюс негативно сработал и человеческий фактор – ​плохая регулировка подшипников или на заводе, или в сервисных центрах. Когда выяснилось, что у КАМАЗ‑5490 далеко не единичная проблема с подшипниками передних ступиц, ее стали решать на самом высоком для завода уровне и делать серьезные выводы… Сейчас применяют импортные подшипники – ​в основном SKF, заменили смазку ​на отечественную, питерскую МС‑1000. А ведь раньше на «Литол» просто молились – ​лучше этой консистентной смазки в СССР, а потом и в России не было… Для тех, кто не знает, что такое МС‑1000: это универсальная металлоплакирующая смазка, тоже на литиевой основе, но с более широким диапазоном рабочих температур. Содержит антикоррозионные и противозадирные компоненты, способствующие восстановлению изношенных поверхностей, в частности – ​дисульфид молибдена. Уменьшает износ поверхностей и суммарные потери на трение.
Следующий этап в устранении проблемы ресурса подшипников – ​переход на нерегулируемые, но тоже роликовые, конические. Сразу же возникает вопрос: будут ли применять этот узел как на иномарках – ​с работой роликов по закаленной поверхности ступицы, без внешней обоймы? В НТЦ ответили, что придерживаются традиционной конструкции и такой вариант малоприемлем для России.
Ресурс подшипникового узла в новом исполнении должен гарантированно составлять около 500 тыс.км, а в идеальном случае подшипников должно хватать на весь срок службы грузовика, то есть на полтора-два миллиона километров. Интересно, что специалисты дружественного «КАМАЗу» Daimler не просто одобрили конструктивные решения по подшипникам, а очень высоко их оценили! Собственно, сделать передний мост надежным – ​очень важно для «КАМАЗа», потому что мост используется сразу на нескольких моделях грузовиков, в том числе и на КАМАЗ‑54901 К5. Современный седельный тягач не может быть без пневмоподвески ведущего моста – ​если на рестайлинговом тягаче КАМАЗ‑5460 применялась четырехбаллонная схема, то на КАМАЗ‑5490 ​двухбаллонная, схожая по схеме с «мерседесовской». Кстати, среди производителей грузовиков нет единого мнения, какая схема лучше – ​двухбаллонная или с четырьмя пневмобаллонами… К примеру, на Mercedes-Benz Actros с 2004 года отказались от четырехточечной схемы на магистральных грузовиках, но на шасси строительного назначения Actros Bau все же используют четыре пневмоподушки. Говорят, что двухточечная пневмоподвеска получается легче. У Scania тоже основная схема – ​двухбаллоная, а Volvo и MAN остаются приверженцами четырех баллонов. Реактивные штанги заднего моста на КАМАЗ‑5490 и «54901» К5 кованые, с креплением на сайлентблоках большого диаметра, с двумя «ушами». Это продукция компании «Ростар» из Набережных Челнов, которая разрабатывает и производит многие детали подвески для конвейера автозавода. Все сделано очень качественно – ​компоненты «Ростар» используют даже на «дакаровских» КАМАЗах. Передние рессоры – ​«чусовские», малолистовые, параболические, с серьгами и сайлентблоками сзади, т.е. без скользящей опоры. Такая конструкция положительно сказывается на «остроте» руля. За легкость управления отвечает импортный гидроусилитель, возможно два варианта: обычный ZF или самый современный ГУР ZF, где гидроконтур дополнен электроусилителем. Тормозные механизмы «по кругу» ​дисковые. Понятно, что задний мост поступает из Германии комплектным, а вот на переднюю ось импортные механизмы и диски ставят в Челнах. В принципе здесь может быть два поставщика: Knorr-Bremse или Haldex.
И еще одно челнинское СП «Кнорр-Бремзе КАМА», которое давно освоило детали тормозной системы и барабанных тормозных механизмов для КАМАЗов, как раз планирует наладить выпуск и дисковых тормозов. Так что КАМАЗ‑54901 К5 будет не только легко и быстро разгоняться, но и предсказуемо и эффективно тормозить!

Ссылка на основную публикацию