Трактор ДТ-54. Обзор модификаций, устройство, отзывы

Обзор трактора ДТ-54. Описание, эксплуатация, видео работы, отзывы

Содержание

Среди тракторов отечественного производства есть много моделей, которые уже не производятся, но и на сегодняшний день пользуются спросом, известностью и уважением к сборке. Все это в полной мере можно сказать о легендарном тракторе ДТ 54.

Он разрабатывался с использованием передовых технологий того времени. Трактор ДТ 54 оборудован гусеничной приставкой. Это был лидер в своем рыночном сегменте во второй половине 20-го века.

Благодаря высоким техническим характеристикам и низкой стоимости эта модель пользовалась большим спросом среди потребителей.

Технические характеристики

  • Вес и габариты

Масса трактора ДТ 54 отвечает нормам тяговых гусеничных тракторов и составляет 5400 кг.

Габаритные размеры этой модели составляют 366×186×230 см.

Ширина гусеничного хода — 1,44 м.

Мотор ДТ 54 считается эталоном второй половины 20-го века.

Двигатель представляет собой четырехтактный дизель с водяным охлаждением. Его мощность достигает 54 лошадиных сил.

Средний расход топлива составляет 205 г/л.с за один час. Емкость топливного бака рассчитана на 185 л., сам бак располагается за кабиной.

Длительный ресурс работы достигается благодаря двухступенчатой системе очистки масла и входящего воздушного потока.

Для облегчения холодного пуска в зимний период в тракторе ДТ 54 предусмотрен двойной редуктор и декомпрессор с двумя режима.

В стандартной комплектацию трактора ДТ 54 входит счетчик отработанных часов, что позволяет регулировать проведение технических работ.

КПП рассчитана на 6 ступеней: 5 вперед и 1 назад, при помощи них можно выбрать оптимальную скорость езды трактора ДТ 54 в диапазоне 3,6-7,9 км/ч.

Ходовая и трансмиссия

Благодаря наличию двухдиапазонного уменьшителя хода трактор ДТ 54 можно применять для рассадопосадочных и транспортировочных работ в соответствующих режимах.

В этой модели впервые были установлены раздельное управление фрикционами для поворота и устройство для торможения на каждую гусеницу отдельно.

В тракторе ДТ 54 установлен вал отбора мощности от трансмиссии. Он приводит в действие навесное и прицепное оборудование.

В комплект поставки входит прицепная серьга, которая используется для буксировки машин и прицепов.

Кабина и управление

Во время эксплуатации в зимнее время герметичная кабина позволяет сохранять тепло, передаваемое радиатором.

Владельцами отмечается слабый задний обзор в тракторе ДТ 54.

Все рычаги управления находятся возле сиденья владельца и позволяют корректировать ход машины прямо во время эксплуатации.

Применение

Трактор ДТ 54 завоевал популярность благодаря отличной проходимости даже в самых тяжелых условиях.

Он с успехом может применяться для вспашки тяжелых грунтов, работы в качестве бульдозера при строительстве или уборке территорий от снега, трелевке древесины или буксировки тяжелых прицепов и машин.

Также, на форумах, можно встретить отзывы о работе ДТ 54 в качестве экскаватора.

Эксплуатация

Обслуживание

При своих высоких технических характеристиках эта машина проста в обслуживании.

  1. Для увеличения срока эксплуатации трактора ДТ 54, необходимо его обкатать, чтобы все детали притерлись и вошли в пазы. Процедура занимает около 8 часов. В это время нагружать двигатель можно только в половину его мощности. По завершению процедуры следует замените моторное масло.
  2. Если вы не планируете использовать трактор ДТ 54 длительное время, необходимо его очистить, поставить его в сухое место, слить масло и бензин, отсоединить провода свечей зажигания и смазать детали чтобы не формировалась коррозия.
  3. Следует производить замену моторного масла в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации через каждые 100 часов работы. Для замены рекомендуется использовать М-10Г2к или М-10ДМ.
  4. В качестве смазочного материала для трансмиссии отлично подойдет советский Тап-15В. Замена трансмиссионного масла должна происходить через каждые 1000 отработанных часов.
  5. Перед заменой масла, обязательно прогрейте двигатель и слейте отработку.
  6. Трактора ДТ 54 работают на дизеле. Топливо необходимо заливать чистое и свежее.

Основные неисправности и ремонт

Трактора ДТ 54 получили большую популярность благодаря простоте конструкции, ремонтопригодности и заменяемости деталей.

Для проведения большинства ремонтных работ достаточно изучить инструкцию по эксплуатации, где в виде фото приведена последовательность их проведения.

Двигатель не заводится:Нехватка масла или топлива;
В воздушный или топливный фильтр попала грязь;
Свеча зажигания не дает искру;
Карбюратор не правильно настроен
От трактора ДТ 54 идет чрезмерная вибрация:Наличие топлива и масла;
Фиксацию крепежей на устройстве;
Крепление навесного оборудования
Не срабатывают тормоза:Увеличился свободный ход педали (отрегулируйте ее положение);
Износился тормозной диск или колодка (замените соответствующие детали).
Если гидросистема не поднимает навесное оборудование:Недостаточно масла в гидравлике (необходимо довести его до нужной отметки);
Насос гидросистемы находится в выключенном состоянии (следует включить его);
Заедает предохранительный клапан (нужно разобрать его и почистить).
Не работает стартер:Обрыв или плохой контакт провода (запаять или сцепить его);
Слабая зарядка аккумулятора (зарядить его);
Короткое замыкание (почистить поверхность коллектора или заменить щетки);
Плохой контакт магнитного переключателя (подкрутить ход переключателя на 2-3 оборота).

Видео

Ниже представлен видео обзор, как происходит пахота трактором ДТ 54 с пятью плугами:

Следующий видео обзор демонстрируют помощь ДТ 54 при заготовке сенажа:

Отзывы владельцев

Ниже представлены несколько отзывов с тематических форумов от тех людей, которые уже сталкивались с трактором ДТ 54 в работе:

Олег:
«Долго проработал на последней версии ДТ-54. Мотор работает как часы, переключение передач и торможение происходит с прилеганием больших усилий. По тяговым характеристикам может с легкостью тягаться с более современными моделями. Спустя три года эксплуатации заменил гидравлику на более надежную. Недостатком можно назвать небольшой ресурс работы звездочек и гусениц. Комплект стирается за пару сезонов»

Обзор трактора ДТ-54. Описание, эксплуатация, видео работы, отзывы

Среди тракторов отечественного производства есть много моделей, которые уже не производятся, но и на сегодняшний день пользуются спросом, известностью и уважением к сборке. Все это в полной мере можно сказать о легендарном тракторе ДТ 54.

Он разрабатывался с использованием передовых технологий того времени. Трактор ДТ 54 оборудован гусеничной приставкой. Это был лидер в своем рыночном сегменте во второй половине 20-го века.

Благодаря высоким техническим характеристикам и низкой стоимости эта модель пользовалась большим спросом среди потребителей.

Технические характеристики

  • Вес и габариты

Масса трактора ДТ 54 отвечает нормам тяговых гусеничных тракторов и составляет 5400 кг.

Габаритные размеры этой модели составляют 366×186×230 см.

Ширина гусеничного хода — 1,44 м.
Двигатель

Мотор ДТ 54 считается эталоном второй половины 20-го века.

Двигатель представляет собой четырехтактный дизель с водяным охлаждением. Его мощность достигает 54 лошадиных сил.

Средний расход топлива составляет 205 г/л.с за один час. Емкость топливного бака рассчитана на 185 л., сам бак располагается за кабиной.

Длительный ресурс работы достигается благодаря двухступенчатой системе очистки масла и входящего воздушного потока.

Для облегчения холодного пуска в зимний период в тракторе ДТ 54 предусмотрен двойной редуктор и декомпрессор с двумя режима.

В стандартной комплектацию трактора ДТ 54 входит счетчик отработанных часов, что позволяет регулировать проведение технических работ.
Коробка передач

КПП рассчитана на 6 ступеней: 5 вперед и 1 назад, при помощи них можно выбрать оптимальную скорость езды трактора ДТ 54 в диапазоне 3,6-7,9 км/ч.
Ходовая и трансмиссия

Благодаря наличию двухдиапазонного уменьшителя хода трактор ДТ 54 можно применять для рассадопосадочных и транспортировочных работ в соответствующих режимах.

В этой модели впервые были установлены раздельное управление фрикционами для поворота и устройство для торможения на каждую гусеницу отдельно.

В тракторе ДТ 54 установлен вал отбора мощности от трансмиссии. Он приводит в действие навесное и прицепное оборудование.

В комплект поставки входит прицепная серьга, которая используется для буксировки машин и прицепов.
Кабина и управление

Во время эксплуатации в зимнее время герметичная кабина позволяет сохранять тепло, передаваемое радиатором.

Владельцами отмечается слабый задний обзор в тракторе ДТ 54.

Все рычаги управления находятся возле сиденья владельца и позволяют корректировать ход машины прямо во время эксплуатации.

Применение

Трактор ДТ 54 завоевал популярность благодаря отличной проходимости даже в самых тяжелых условиях.

Он с успехом может применяться для вспашки тяжелых грунтов, работы в качестве бульдозера при строительстве или уборке территорий от снега, трелевке древесины или буксировки тяжелых прицепов и машин.

Также, на форумах, можно встретить отзывы о работе ДТ 54 в качестве экскаватора.

Эксплуатация

Обслуживание

При своих высоких технических характеристиках эта машина проста в обслуживании.

  1. Для увеличения срока эксплуатации трактора ДТ 54, необходимо его обкатать, чтобы все детали притерлись и вошли в пазы. Процедура занимает около 8 часов. В это время нагружать двигатель можно только в половину его мощности. По завершению процедуры следует замените моторное масло.
  2. Если вы не планируете использовать трактор ДТ 54 длительное время, необходимо его очистить, поставить его в сухое место, слить масло и бензин, отсоединить провода свечей зажигания и смазать детали чтобы не формировалась коррозия.
  3. Следует производить замену моторного масла в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации через каждые 100 часов работы. Для замены рекомендуется использовать М-10Г2к или М-10ДМ.
  4. В качестве смазочного материала для трансмиссии отлично подойдет советский Тап-15В. Замена трансмиссионного масла должна происходить через каждые 1000 отработанных часов.
  5. Перед заменой масла, обязательно прогрейте двигатель и слейте отработку.
  6. Трактора ДТ 54 работают на дизеле. Топливо необходимо заливать чистое и свежее.

Основные неисправности и ремонт

Трактора ДТ 54 получили большую популярность благодаря простоте конструкции, ремонтопригодности и заменяемости деталей.

Для проведения большинства ремонтных работ достаточно изучить инструкцию по эксплуатации, где в виде фото приведена последовательность их проведения.

Читайте также:  Трактор Т-130. Обзор, технические характеристики, отзывы
Двигатель не заводится:Нехватка масла или топлива;
В воздушный или топливный фильтр попала грязь;
Свеча зажигания не дает искру;
Карбюратор не правильно настроен
От трактора ДТ 54 идет чрезмерная вибрация:Наличие топлива и масла;
Фиксацию крепежей на устройстве;
Крепление навесного оборудования
Не срабатывают тормоза:Увеличился свободный ход педали (отрегулируйте ее положение);
Износился тормозной диск или колодка (замените соответствующие детали).
Если гидросистема не поднимает навесное оборудование:Недостаточно масла в гидравлике (необходимо довести его до нужной отметки);
Насос гидросистемы находится в выключенном состоянии (следует включить его);
Заедает предохранительный клапан (нужно разобрать его и почистить).
Не работает стартер:Обрыв или плохой контакт провода (запаять или сцепить его);
Слабая зарядка аккумулятора (зарядить его);
Короткое замыкание (почистить поверхность коллектора или заменить щетки);
Плохой контакт магнитного переключателя (подкрутить ход переключателя на 2-3 оборота).

Видео

Ниже представлен видео обзор, как происходит пахота трактором ДТ 54 с пятью плугами:

Следующий видео обзор демонстрируют помощь ДТ 54 при заготовке сенажа:

Отзывы владельцев

Ниже представлены несколько отзывов с тематических форумов от тех людей, которые уже сталкивались с трактором ДТ 54 в работе:

Олег:
«Долго проработал на последней версии ДТ-54. Мотор работает как часы, переключение передач и торможение происходит с прилеганием больших усилий. По тяговым характеристикам может с легкостью тягаться с более современными моделями. Спустя три года эксплуатации заменил гидравлику на более надежную. Недостатком можно назвать небольшой ресурс работы звездочек и гусениц. Комплект стирается за пару сезонов»

ДТ-54 – трактор- легенда

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Категорически приветствую вас, уважаемые коллеги!
Решил создать тему про свой любимый трактор, который я восстановил из мелаллолома.
В его сборке мне помогали двое людей: мой кум – Алексей, и товарищ Иван Михайлович. За это им огромное спасибо.
Понимаю, что трактор для многих морально устарел и кажется смешным, но для меня – он верный помощник в
трудную минуту. Использую его в качестве “тягача”, навеска пока не собрана, Очень его берегу.
Очень бы хотелось услышать от вас какие-нибудь истории об этом тракторе. Может кто-то работал не нем, может
чьи-то отцы, или даже деды. Очень буду рад.

SamsonoFF “Очень бы хотелось услышать от вас какие-нибудь истории об этом тракторе. Может кто-то работал не нем. “

На ДТ-54 работал мой отец. Я в то время был на столько мал, что выжать муфту сцепления не мог. Так в детстве и не удалось проехать самому. Но в техникуме первую свою борозду пахал на нем. Замечательная машина.

При организации фермерского хозяйства для вспашки арендовал в колхозе подобный трактор Т- 74. Конструкция проста как штыковая лопата. Если что и сломается, то все доступно для быстрого ремонта.
К недостаткам отнес бы тяжелые рычаги и муфту сцепления. Если бы установить гидроусилители, как в Т-70С, то цены бы ему не было.
Ну а на счет комфорта, то мы фермеры люди не гордые, для дела можем и потерпеть неудобства.

Спасибо Вам большое за отклик. А слово “комфорт” придумали слабаки

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму. Дж. Вашингтон

А что он в 78 выпускался?

Алтайский завод выпускал до 1979 года включительно.

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму. Дж. Вашингтон

Мой дед на таком агрегате пару лет отработал и отец полгода до армии. Говорили на самом деле прост как лопата, а то что усилия везде требуются. в здоровом теле здоровый дух. В соседней деревне такой у частника все еще бегает. Мне самому лично больше всех нравится К-701. МОЩЬ и ДУРЬ в одном флаконе, а звук мммм. все феррари отдыхают, хотя я феррари не слышал и не видел, но так думаю.

Мой отец на таком работал на целине в Павлодарской областе . До сих пор на стене висит полушубок который им выдавали вместе с трактором . На его тракторе небыло дверей и боковых окон . Рассказывал как дорабатывали фрикционы ставили педали для поворотов . Сам я несколько раз работал после техникума на более позней модефикации как у вас с дверьми . Он у нас был резервный на случай отказов во время посевной . Под него держали прицепной плуг . Все это стояло в боксе под ключом . Открывал бокс главный инжинер . Особо запомнилось как включались фары . В кабине лежал ремень . Для включения фар нужно заглушить двигатель ремень поставить на трактор . Для выключения заглушить двигатель и снять . Воспоминания только хорошие .

Да забыл написать на первых модификациях была мозможность регулировки колеи .

Спасибо МиД за отклик ! Когда читаю такие воспоминания, прямо мурашки по спине. ))

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму. Дж. Вашингтон

У самого слезы накатывают глядя на Вашего красавца . У нас был харьковского завода . Еще без гидравлики . Мужики рассказывали , что уговаривали начальство оставить его или продать кому -нибудь . Порезали гады на металл . Жалко трактор был в полном комплекте абсолютно исправен несмотря на возраст .

МиД, я когда собирал его ,объездил всю округу в поисках хоть какой-нибуть информации о нем и зап.частей .
Историй о сдаче в металлолом таких тракторов, пригнаных своим ходом к месту резки или полностью комплектных с небольшими неполадками я наслушался от людей сполна. сердце болело не один день после этого, что люди делали. я этого никогда не пойму. ((((

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму. Дж. Вашингтон

В ютюбе есть ролик дт54 с прицепным плугом как у нас был . Во время службы в армии видел на острове в Балтийском море шт 10 в разном состоянии от остовов рам до комплектных тракторов с размороженными двигателями . Был там вообще раритет сталинец с60 еще довоенный . На нем фины во время войны снаряды возили потом когда отходили подорвали . Впечатляющая техника .

МиД, видел я этот ролик ,сам хочу снять свой летом и выложить, если получится.
А плуг называется “Труженик”, у меня такой есть ,разграбленный правда. Звук выхлопа – фантастический, особенно когда в
нагрузку. У меня на трубе родной свисток стоит-от выхлопных газов свистит, как паровоз, только послабее.
С – 60 могучая техника,в фильме”Трактористы” такие пахали с прицепными плугами.

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму. Дж. Вашингтон

Да звук у него особенный у нас еще был на него искрогаситель в боксе лежал . Ставить не ставили но вещь интересная.

Здравствуйте,мой отец купил такой 2 года назад.И хотя все знакомые говорят сдайте в лом планируем сделать.По отзывам многих хороший трактор.

Начало мудрости-страх Господень,и познание Святого-разум; Притчи 8:10

BooG. Молодцы ,никого не слушайте – собирайте , а если и не соберете, то хоть глаз радовать будет .
А в лом сдадите – жалеть будете.

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму. Дж. Вашингтон

Довелось немного перед армией поработать на “пятьдесятчетверке” в 1978г. Трактор был новый. Откуда-то их в колхоз привезли пару штук. Нам, тогда еще мальчишкам, была такая техника уже в диковину(привыкли уже и к аккумуляторам и стартерам), хотя на них была уже гидравлика, но электрооборудование-лучше не придумаешь: генератор переменного тока, один провод, два выключателя. На пускаче, правда, уже не было КПП, с которой можно было в любой мороз дизель запустить, и радиатор был уже с латунными бачками, а не с чугунными, где заливная горловина такая, что трактористы яйца к обеду там варили. Ох, и почертили мы тогда на них.

Мужики как бы тяжело небыло не сдавайте в чермет! Даже если будет не на ходу.Это-же какая память! Сам работаю на Т-4, похоже я последний в округе,тоже предлагают сдать в чермет. С Уважением.

Mad Max. Полностью с Вами согласен. Я когда свой притащил и думать не думал,что когда-нибудь заведу и поеду .А когда поехал-прямо до слез все растрогались,на что уж суровые мужики.

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму. Дж. Вашингтон

Мужики как бы тяжело небыло не сдавайте в чермет! Даже если будет не на ходу.Это-же какая память!

Эх, как я завидую тем, у кого он ещё есть.
сам за этим трактором по всей Украине охочусь. да без толку
точно, смотришь на него, сердце радуется!

тоже есть один экземпляр, даже старше вашего- 76года, только т 74.
и до прошлого года был на ходу. щас турбину сняли.
и стекла пришлось ставить неродные.

У моего соседа такой на ходу.

А у вас на пускаче редуктор стоит . Я когда заводил в первый раз не мог никак понять . Пускач работает , двигатель прокручивается , подача топлива есть , а дизель не пускается . Спросил у мастера он мне сказал ,что у него две передачи в пускаче одна для прокрутки движка ,вторая для запуска . Переключил на повышенную и дизель пошол .

МиД если вопрос ко мне ,то нет не стоит,есть декомпрессор ,один режим прокрутка,другой 2ва цилиндра работают и третий запуск..

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму. Дж. Вашингтон

А у вас на пускаче редуктор стоит . Я когда заводил в первый раз не мог никак понять . Пускач работает , двигатель прокручивается , подача топлива есть , а дизель не пускается . Спросил у мастера он мне сказал ,что у него две передачи в пускаче одна для прокрутки движка ,вторая для запуска . Переключил на повышенную и дизель пошол .

Все правильно. Давление появилось – заводишь..

По поводу непридуманых историй связанных с этим трактором.
В соседнем селе в своё время тракторист, пахавший в ночную смену – уснул прямо за рычагами на ходу.
Трактор с опущенным плугом перепахал огромнейший целинный овраг поперек. При этом высота спуска-подъема – около 50 метров. Со спуском конечно ничего необычного, но угол подъёма – точно больше 45 град.
Низкооборотный двигатель обеспечил движение под любым уклоном без пробуксовки, повторяю – с опущенным плугом.
Трактористы, которым приходилось поработать на ДТ-54 и Т-74 сходяться все в одном мнении: зачем . было снимать такую надежную технику с производства, – там только кабину надо было поставить немного более комфортную. Хотя-бы как у ДТ-75.

Трактористы, которым приходилось поработать на ДТ-54 и Т-74 сходяться все в одном мнении: зачем . было снимать такую надежную технику с производства, – там только кабину надо было поставить немного более комфортную. Хотя-бы как у ДТ-75.[/quote]
Тогда не пришлось-бы заводам выпускать тысячами трактора,эти до сих пор работали -бы.Над мною округа ржать начинает, когда выезжаю на своем Т-4. Говорят “Дрожь земли “начинается! Все давно на колесники пересели.Но вчера он в очередной раз послужил мне верой и правдой.Застиг в поле дождь.Пришлось КАМАЗ с прицепом груженые семенами и удобрениями общим весом порядка 29 тонн тащить 8км по полнейшему бездорожью до асфальта.Перед этим КАМАЗ засадили в балке. Попробовали вытащить т-150 – нихрена не получилось.”Утюг” спокойно взял и попёр. Вот вам и сдай в чермет.Гусеница есть гусеница.

Приветствую всех!
Вот позавчера пригнали второй “54-ку”. Своим ходом 15 км. Завёлся после трёх лет простоя как будто вчера работал. Вроде всё работает, время покажет. Купили по цене чер.мета. Прошлый его хозяин проникся нашим интересом к такой технике.

Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму. Дж. Вашингтон

Трактор ДТ-54 — рекордсмен по времени производства и эксплуатации

В тракторном ассортименте отечественного производства многие машины, снятые с конвейера, до настоящего времени пользуются известностью и уважением. Сказанное в полной мере относится к легендарным тракторам популярной марки ДТ-54.

Разработанный на основе передовых технических решений, гусеничный трактор с широкими возможностями применения лидирует в рейтинге машин, которые во второй половине прошлого века характеризовались широкой известностью и стабильно высоким потребительским спросом.

  • Трактор-легенда ДТ-54 был создан на теоретической и практической базе предыдущей машины марки АСХТЗ-НАТИ. Первый экземпляр 54-й модели сошел с конвейера СТХ в 1949-году.
  • Данная модель стала на шаг вперед по сравнению с прототипами, благодаря безупречным для своего времени тягово-сцепным характеристикам, простой, доступной для самостоятельного обслуживания и ремонта конструкции, экономичному расходу ГСМ.
  • Одновременно выпуск этой машины был налажен на ХТЗ, затем на Алтайском тракторном заводе. До 1979-го года общее количество сошедших с конвейеров тракторов превысило миллионный рубеж.


Фото: трактор ДТ-54

Универсальные технические параметры ДТ-54 определяют возможность его применения с навесными и прицепными агрегатами с тяговым усилием на крюке трактора до 2,5 тонны.

Конструкция рамы позволяет использовать трактор в комплекте с неповоротным бульдозерным отвалом с гидравлическим или тросовым управлением. В последнем варианте, для привода лебедки используется механизм отбора мощности.

Конструкционные особенности

Машина разработана по стандартной схеме для тракторов с гусеничной ходовой частью, с передним размещением силового агрегата и приводом ведущих звездочек от полуосей заднего моста. В более поздних сериях объем моста был разделен на три части. Центральный отсек — был отведен под размещение главной передачи, боковые — для установки бортовых фрикционов поворота.

  • Жесткая швеллерная рама с поперечными балками служит основанием для крепления левой и правой ходовых тележек, содержащих в своей конструкции каретки, ведущие звездочки гусеничной ленты, направляющие колеса с резьбовыми натяжными устройствами, опорные катки и поддерживающие ролики.
  • В передней части рамы расположены торсионные амортизаторы, компенсирующие толчки при движении тракторного агрегата по пересеченной местности.

На основе базового трактора было разработано несколько версий разного назначения, в том числе с гидравлическими системами раздельно-агрегатной конфигурации, с выносными исполнительными цилиндрами.

Опыт производства и эксплуатации 54-й модели оказал неоценимую помощь при создании более совершенных тракторов ДТ-75, Т-74 и Т-75. Благодаря внешнему дизайну, трактор ДТ-54 неоднократно снимался в отечественных фильмах, служил моделью для детских игрушек.

Технические характеристики

  • Габаритные размеры Дт-54 отвечают стандартам для гусеничных машин своего тягового класса.
  • Машина весом 5400 кг характеризуется длиной 3,66 шириной 1,87 и высотой 2,3 метра.
  • Ширина колеи гусеничного хода в пределах 1,44 м давление на грунт — 0,4 кг/см2.
  • Высота дорожного клиренса составляет 26 см.
МодельДТ-54
ДвигательД-54
Тип двигателяБескомпрессорный, четырехтактный дизель с вихревыми камерами
Мощность, л.с.54
Максимальный крутящий момент, кГм35
Емкость топливного бака, л185
Габариты, мм
длина х ширина х высота
3660 х 1865 х 2300
Дорожный просвет, мм260
База, мм1622
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм1435
Диапазон скоростей, км/ч (вперед/назад)3,59 – 7,90/2,43
Вес трактора, кг5400

Двигатель

Силовая установка – это совершенный по стандартам середины прошлого века четырехцилиндровый дизельный агрегат с водяным охлаждением, мощностью 54 л.с. и крутящим моментом 343Н/м. Расход дизельного топлива находится на уровне 205 г/л.с. в час, топливный бак ёмкостью 185 литров расположен за кабиной.

Долговечность двигателя обеспечивается двухступенчатой очисткой масла и забираемого воздуха. Проблема холодного запуска во многом решена применением карбюраторного пускового двигателя ПД-10 с двойным редуктором и двухрежимного декомпрессора.

В обязательную комплектацию силового агрегата ДТ-54 входит счетчик моточасов, способствующий своевременному выполнению регламентных работ.

Устройство трансмиссии и ходовой части

Крутящий момент с маховика двигателя передается на пятиступенчатую коробку передач посредством сухой, постоянно замкнутой муфты сцепления с механическим выключением.

  • Наличие двухдиапазонного ходоуменьшителя позволяет использовать трактор для рассадопосадочных, рабочих и транспортных скоростных режимов, в пределах от нескольких сотен метров до 8 км/ч.
  • В конструкции ДТ-54 впервые были использованы преимущества раздельного управления поворотными фрикционами и двухсторонними тормозными устройствами, а также герметичной кабины с забором теплого воздуха от радиатора системы водяного охлаждения.
  • Работающий от трансмиссии механизм отбора мощности, служит для активации рабочих узлов навесных и прицепных устройств. В комплектацию трактора также входит прицепная серьга, предназначенная для буксировки сельхозмашин и тракторных прицепов.


Фото: трактор-легенда ДТ-54

Преимущества и недостатки

Прежде всего, следует отметить высокую надежность силового агрегата, неприхотливость к горюче-смазочным материалам, относительно небольшое время выполнения пунктов регламента технического обслуживания.

  • Сельские механизаторы положительно отзываются о надежности и продолжительности межремонтного ресурса трансмиссии и ходовой части Дт-54, хотя в первых сериях качество траков гусеничных лент оставляло желать лучшего.
  • Тяговые параметры позволяют использовать технику на глубокой вспашке тяжелых грунтов, широкие гусеницы определяют возможность эксплуатации машины на переувлажненных и заболоченных грунтах.

В перечне основных недостатков — несовершенная тепло и звукоизоляция кабины, повышенная вибрация, плохой обзор задней полусферы, отсутствие на рабочем месте регулировок по росту и весу оператора.

Цена нового трактора ДТ-54 и подержанного

Новые машины распределялись по разнарядке, исключающей продажу тракторной техники в частное владение, поэтому судить о его реальной стоимости сложно.

Единичные предложения по продаже этих машин на бэушном тракторном рынке в большинстве своем устарели, поэтому вероятность покупки трактора в исправном техническом состоянии минимальная.

Видео: 2 легендарных трактора ДТ-54 и МТЗ-5

Аналоги

В данной линейке представлены идентичные по назначению более мощные и совершенные гусеничные тракторы Т-74, Т-75 и ДТ-75. К сожалению, унификация запасных частей и механизмов небольшая, что отрицательно сказывается на ремонтопригодности эксплуатируемых машин ДТ-54.

Модификация ДТ-54А отличается от базовой разработки доработанной электропроводкой и более совершенным светотехническим оборудованием, а также, увеличенным до 250 литров топливным баком.

Отзывы владельцев

Длительное время проработал бульдозеристом на тракторе ДТ-54 — одной из последних серий. Двигатель отличный, по тяге не уступает более мощным силовым агрегатам. Гидравлику после двухлетней эксплуатации заменил более надежным универсальным гидроприводом УГ-1М. Серьезная проблема — это умеренный ресурс звездочек и гусеничных лент ходовой части. Комплекта с трудом хватало на два сезона.
Олег

Все положительные теххарактеристики ДТ-54 не компенсируют дискомфорта рабочего места водителя. Действительно, на рычаги фрикционов и тормозные педали приходится прикладывать значительные усилия, быстрой усталости способствует высокий шумовой фон, отсутствие виброзащиты и низкая эффективность торсионной подвески. Названные недостатки частично компенсируются надежностью двигателя и силовой передачи, отличной ремонтопригодностью всей конструкции трактора в целом.
Герман Трофимович

Трактор ДТ 54

Сельское хозяйство Советского Союза не обходилось без тяжелой техники. Трактора всегда пользовались спросом в совхозах страны. Трактор ДТ 54 считается одним из самых востребованных в XX веке. Эта машина служила долгие годы, отличаясь надежностью и ремонтопригодностью.

Назначение

Эта модель применялась в основном для аграрной сферы. Основные направления использования:

  • уборка зерна и других культур;
  • вспашка;
  • посадка сельскохозяйственных культур;
  • планирование полей;
  • боронование;
  • культивация;
  • различные виды землеройных работ.

А также при применении разнообразных дополнительных устройств, трактор использовался в строительной сфере и легкой промышленности.

Технические характеристики

Техника обладает следующими показателями:

  • габариты – 3,66х1,86х2,3 м;
  • удельное давление на поверхность – 0,41 кг/см2;
  • размер колеи – 1,435 м;
  • дорожный просвет – 0,26 м;
  • промежуток внутри осей крайних опорных катков – 1,62 м;
  • вес – 5,4 т.

Технические характеристики ДТ 54 обеспечивают длительную эксплуатацию при большой нагрузке.

Характеристики двигателя

При начале выпуска трактор оснащался мотором Д-54. Затем модель была усовершенствована до Д-54А, имеющая поршни из алюминиевого сплава и наименьшие значения угла опережения подачи топлива. Мотор представляет собой четырехтактный агрегат, работающий на дизельном топливе. Основные свойства:

  • частота вращения коленвала – 1300 об/мин;
  • наибольший крутящий момент – 35 кГм;
  • вес 1,1 т;
  • число опор крепления – 3 шт;
  • мощность 54 л.с.(39,7 кВт);
  • система охлаждения – водяная;
  • тип редуктора – двухступенчатый.

Для запуска мотора предусмотрен пусковый двигатель, работающий на бензине. Мощность его составляет 10 л.с.
Для фильтрования масла предусмотрены фильтрующие элементы. Ранние модели имели двойную фильтрацию – картонный фильтр и металлический ленточного вида. На поздних моделях устанавливалась тройная система фильтрации: фильтрация в полостях шатунных шеек; центрифужное фильтрование в отводной ветви; металлический фильтр ленточного вида.
Воздух в двигатель трактора ДТ 54 поступал через воздухоочиститель. Очистка происходила в сухом уловителе пыли центробежного типа. Далее поступал в масляный пылеуловитель, потом на влажный сетчатый фильтр.


Кабина

Кабина ДТ 54 закрытого вида. Внутри находится мягкое сиденье и система управления, включающая органы управления, щиток приборов. В дальнейшем на новые модели устанавливали отопитель, бачок для воды. Когда торможение было отделено от бортовых фрикционов, установили две педали торможения.

Расход топлива

Вместимость бака для топлива равняется 185 л. Топлива расходуется 205 г/л.с. в час.

Устройство

Конструкция трактора состоит из расположенного в передней части силового агрегата, трансмиссии, размещенной сзади и кабины над ней. Коробка передач обладает пятью ступенями. Возможна установка уменьшителя хода, способствующая движению с малой скоростью. Сцепление однодисковое.
Задний мост располагается независимо от коробки передач. Позволяет осуществлять контроль муфт поворота и тормозов по отдельности. Мост делится на три части. В средней части установлена основная передача. В отделениях сбоку располагаются поворотные муфты.
Трактор производит движение гусеницами. Гусеничная лента перемещается за счет ведущего колеса. А также имеется направляющее колесо и два ролика для поддержки. Модели, выпущенные после 1956 года, оснащаются специальными накладками для гусеничной ленты для предупреждения соприкосновения с картером. Еще эти накладки играли роль направляющих.

Преимущества и недостатки

Модель обладает многими положительными качествами:

  • упрощенная конструкция;
  • ремонтопригодность;
  • надежность силового агрегата;
  • хорошие тяговые качества;
  • возможность длительной эксплуатации;
  • увеличенный топливный бак.

Среди недостатков трактора можно выделить:

  • некомфортность кабины;
  • трудное управление рычагами и муфтой сцепления;
  • при максимальной мощности возрастает расход топлива.

Наличие недостатков не сказывалось на популярности модели.

Отзывы

Многие отмечали, что трактор прост в управлении и обслуживании. Механизаторам того времени нравилось проходимость и возможности техники при обработке целинных и болотистых территорий.

Чем может комплектоваться

Трактор может работать при наличии навесного и прицепного оборудования:

  • плуг;
  • культивационное оборудование;
  • косилка;
  • бороны;
  • рассадочные установки;
  • насадка для посадки деревьев;
  • машина для полива сельскохозяйственных культур.

Это оборудование применялось в сельскохозяйственной отрасли. Еще к трактору можно было присоединить различные ножи, ковши, снегоуборщик.

Трактор перестали выпускать в конце 70-х годов. Поэтому приобрести новую модель в настоящее время не получится. При поиске в интернете можно найти эту модель по цене 70000-180000 рублей. По фото трактора ДТ 54 сложно оценить техническое состояние. Лучше всего осматривать технику лично, чтобы не прогадать с ценой.

Аналоги

Аналогичной техникой считается усовершенствованная модель ДТ 54А, имеющая такие же технические характеристики, что и ДТ 54. Но отличающаяся моделью двигателя и кабиной.
ДТ 54 по праву считается раритетной техникой 50-70-х годов ХХ века.

Наличие широкой гусеничной ленты и возможности применения дополнительного оборудования позволяло широко использовать трактор в сельском хозяйстве.


Трактор ДТ-54 — один из самых известных советских тракторов

Время любит создавать легенды. Выбрав кандидатуру, оно потом слегка ретуширует ее недостатки, подчеркивает особенности и преимущества, окружает в итоге ореолом известности и всеобщего уважения. Рассматриваемый трактор ДТ-54 и стал такой легендой советского машиностроения, продержавшись в производстве заслуженно долго, и еще дольше — в эксплуатации, т.к. и сейчас еще можно встретить эти машины, честно трудящиеся на полях. Снялся этот трактор и во многих советских фильмах.

Трактор ДТ-54

Первый ДТ-54 был выпущен в 1949 на Сталинградском тракторном заводе. Эта отечественная модель существенно превосходила все тракторы, выпускаемые до этого в стране, обеспечивая отличные характеристики, экономичность, простоту, надежность и ремонтопригодность конструкции. В том же году выпуск начался и на Харьковском заводе. В 1952 году производством этой машины стал заниматься Алтайский тракторный завод, в начале 60-х годов оставшись единственным производителем этого трактора.

Устройство

Трактор ДТ-54 имеет классическую компоновку с расположенным впереди двигателем, задним расположением трансмиссии и кабиной над ней. Стандартные гусеницы могут быть заменены на более широкие для применения в заболоченной местности.
Фото трактора ДТ-54

Двигатель

В тракторе применяется дизельный четырехцилиндровый двигатель Д-54, блок цилиндров и головка блока выполнены из чугуна, смесеобразование – вихрекамерное. После модернизации, при которой стали использоваться поршни из алюминиевого сплава, уменьшились значения угла опережения подачи топлива и начал использоваться генератор Г-46В переменного тока мощностью 180 Вт, двигатель получил обозначение Д-54А.

Для крепления на раму трактора двигатель имеет 3 опоры. Передняя, закрепляемая на переднем брусе рамы, является шарнирной, что позволяет компенсировать возможные перекосы рамы трактора во время движения и предотвратить поломку опор. С 1952 г. двигатель начал комплектоваться счетчиком моточасов.
Для запуска дизеля применяется пусковой двигатель ПД-10 (впоследствии – модернизированная версия ПД-10М) мощностью 10 л.с.

Трансмиссия

Установленная 5-ступенчатая КПП может быть дооснащена ходоуменьшителем с передаточными числами 6.79 и 2.20, позволяющим трактору двигаться со скоростями, начиная с 0.53 км/час. Используется сухое однодисковое сцепление, вал муфты вращается на 2-х шарикоподшипниках.

Задний мост, выполненный в отдельном от КПП корпусе, позволяет раздельно управлять муфтами поворота и тормозами. Он состоит из 3-х отсеков, в среднем расположена центральная передача. В боковых отсеках находятся сухие фрикционные многодисковые муфты поворота.

Ходовая

Рама трактора изготовлена из двух швеллерных балок с поперечинами и передним брусом. С каждой стороны используются по 2 подрессоренные каретки с балансирами, цилиндрическими пружинами и двумя опорными катками.

Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и 2 поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из 41-го звена, имеющих цевочное зацепление. В 1956 году стали применяться специальные накладки, выполняющие одновременно две функции: в качестве направляющих для гусеницы и для предотвращения трения ее о картер коробки передач.

Кабина

На тракторе ДТ-54 применялась закрытая двухместная кабина, оснащенная мягким сиденьем, органами управления и щитком приборов. Впоследствии кабина начала оснащаться отопителем и питьевым бачком.
После перехода на раздельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине начали устанавливать правую и левую тормозные педали.
Схема трактора ДТ-54

Технические характеристики

Технические характеристики трактора ДТ54 и его модификации ДТ-54А:

МодификацияДТ-54ДТ-54А
ДвигательД-54Д-54А
Мощность, л.с. (кВт)54(39,7)54(39,7)
Крутящий момент, Н*м343343
Емкость топливного бака, л185250
Коробка передачмеханическаямеханическая
Число передач вперед/назад5/15/1
Скорости движения на каждой передаче км/ч3.59; 4.65; 5.43; 6.28; 7.92; 2.433.59; 4.65; 5.43; 6.28; 7.92; 2.43
Тяговые усилия на каждой передаче, кг2850; 2100; 1750; 1450; 10002850; 2100; 1750; 1450; 1000
ВОМ, об/мин547547
База, мм16221622
Колея, мм14351435
Удельное давление на грунт, кгс/см20,410,46; 0,43; 0,42; 0,46
Дорожный просвет, мм260260
Размеры, ДхШхВ, мм3660х1865х23003660-4190х1865х2300
Вес, кг54005540; 5290; 5170; 5490

Модификации

В 1957 году ДТ-54 подвергся модернизации, после которой на трактор стали устанавливать раздельно-агрегатную гидросистему, генератор переменного тока, вместо 2-х фар начали использовать 4, а также 4 розетки для подключения осветительных приборов, размещенных на подсоединяемых агрегатах и оборудовании.

Трактор можно было выбрать в одном из следующих вариантов исполнения:

  • ДТ-54А-С1. Полностью укомплектованная раздельно-агрегатная гидросистема с силовыми гидроцилиндрами и навесным устройством для подсоединения гидрофицированных навесных или прицепных агрегатов.
  • ДТ-54А-С2. Отличие от предыдущего – в отсутствии навесного устройства и гидроцилиндров.
  • ДТ-54А-С3. Различие с ДТ-54А-С1 состоит в отсутствии агрегатов навесной гидросистемы.
  • ДТ-54А-С4.

По желанию, трактор мог оснащаться неповоротным бульдозерным отвалом.
На видео трактор ДТ-54 на ходу:

Ссылка на основную публикацию