Трактор трелевочный ТТ-4. Обзор модификаций, устройство, отзывы

Обзор трелевочного трактора ТТ-4. Характеристики, рекомендации по обслуживанию, видео работы

Содержание

Трактор ТТ 4 впервые сошел с конвейера АТЗ в 1970 г. Он предназначен для перевозки древесины больших размеров.

Кроме этого, трелевочный трактор ТТ 4 способен производить погрузку деревянных столбов на специальные платформы и железнодорожные составы.

Чаще всего эта машина выполняет транспортировочную функцию по перевозке древесины из леса к складам.

При помощи гусениц это устройство может передвигаться даже в условиях болотистой поверхности.

Разрабатывался ТТ4 на основе ТДТ-75. Инженеры-конструкторы просто видоизменили кабину и заменили мотор на более современный.

Трактор ТТ 4 имеет закрытое днище, что предотвращает механические повреждения вследствие езды по неровному лесному покрову, где зачастую встречаются пни, коряги и крупные валуны.

Эта модель не относится к семейству бюджетных трелевочных тракторов. АТЗ предлагает своим клиентам рассмотреть каталог с моделями нескольких лет выпуска.

Цена за модель 2000-х годов будет колебаться от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.

Продажа более новых экземпляров стартует от 2 миллионов.

Что говорить, если цена замены двигателя составляет около 200 тыс. рублей.

Технические характеристики

  • Вес и габариты

Вес трактора ТТ 4 достигает 12 800 кг., а его габаритные размеры составляют 600×250×275 см.

Ширина гусениц – 50 см. Клиренс ТТ 4 составляет 49 см., а межколесное расстояние – 2 м.

Гусеничный трактор ТТ 4 оборудован специальным трелевочным дизельным мотором мощностью в 110 л.с.

Цилиндры двигателя находятся в вертикальном положении. Температура мотора поддерживается благодаря водяному охлаждению.

Смазывание цилиндров может происходить двумя способами: методом разбрызгивания или через высокое давление.

Топливо в камеру сжигания поступает методом впрыскивания.

Запуск двигателя трелевочного трактора ТТ 4 происходит благодаря стартеру, который в зимнее время дополнительно подогревается.

Выхлопные газы проходят через двойную фильтрацию, для их максимальной очистки.

Топливо проходит тройную систему очистки: грубую, тонкую и контрольную. Таким образом, к двигателю подается уже очищенный дизель.

На трелевочном тракторе ТТ 4 предусмотрено 12 скоростей: 8 ступеней для езды вперед и 4 задних.

Благодаря этому можно выставить необходимую скорость передвижения в зависимости от выполняемой работы и массы перевозимого груза.

Ходовая и трансмиссия

Трансмиссия этой модели включает в себя КПП, задний мост и конечную передачу.

На трелевочном тракторе ТТ 4 установлено сухое сцепление, которое постоянно замкнуто. Муфта оборудована двумя дисками.

Главная передача состоит из двух конических шестеренок, которые оборудованы зубьями спирального типа.

В ходовой части применяется полужесткая подвеска. В ней предусмотрено 4 каретки (2 сзади и 2 подрессорные). С каждой стороны предусмотрено по 5 цельных катков.

Гусеницы натягиваются при помощи кривошипно-винтового механизма. Для уменьшения вибрации на них установлены пружинные амортизаторы.

Задний мост дополнительно усилен для выдерживания больших нагрузок во время эксплуатации.

Кабина и управление

Кабина трелевочного трактора ТТ 4 оборудована сиденьями для двух людей, они располагаются с левой стороны от мотора. Положение операторского кресла можно регулировать по высоте благодаря гидроамортизатору.

Впереди установлена приборная панель, а рядом рычаг для открытия решеток на радиаторе. Сзади располагается лебедочный рычаг.

Также в тракторе ТТ4 предусмотрены стеклоподъемники. Перед попаданием в кабину оператора можно подогревать входящий поток воздуха при помощи радиатора.

Для предотвращения образования ледяной корки на переднем стекле, установлен его подогрев.

На тракторе ТТ4 установлено 2 лебедки. Одна из них имеет тягу 9 тс., вторая 12 тс.

Применение

При стандартной эксплуатации трелевочного трактора ТТ4 используют плуги и отвал-лопаты для зачистки лесной территории от грязи и снега.

Таким же образом происходит подготовка почвы во время проведения строительства дорог.

Если немного изменить конструкцию устройства, то можно использовать специальное навесное оборудования для проведения бурения, прокладки труб, монтажа столбов и проводке кабелей.

Обслуживание

Прежде чем начать полноценную эксплуатацию трелевочных гусеничных тракторов ТТ 4 необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. В ней представлена проиллюстрированная информация касательно сборки, обслуживания и кинематической схемы устройства.

  • Для притирки деталей и механизмов выполняют обкатку трактора на неполных оборотах. В этот период рекомендуется производить все работы, избегая повышенных нагрузок.
  • По завершении обкатки необходимо сменить моторное и трансмиссионное масло.
  • Следует регулярно очищать корпус трактора ТТ 4 от пыли и масляных пятен, контролировать давление в шинах, а также каждые 50-100 часов работы регулировать сцепление и педали тормоза
  • По окончании полевых работ проводят консервацию, а именно: очищают трактор от загрязнений, сушат, сливают масло и топливо, смазывают детали, чтобы не формировалась коррозия, накрывают и ставят в сухое место
  • Масло в двигателе необходимо менять каждые 100 часов пробега. Это делается для устранения образовавшихся там механических примесей, и недопуска выхода из строя деталей. Лучше всего использовать М-10Г2к или М-10дм.
  • Трансмиссионное масло необходимо менять еще реже, всего 1 раз на 1000 отработанных часов. Для этих целей можно использовать Тап-15в.
  • Двигатель в ТТ4 дизельный. Эта машина и неприхотлива к качеству топлива, но все, же рекомендуется заливать чистый и свежий дизель.

Основные неисправности и ремонт

Одной из главных причин популярности тракторов ТТ 4 является их выносливость, ремонтопригодность и способность проводить работы в самых тяжелых условиях.

Пути устранения большинства поломок проиллюстрированы в виде схем в инструкции по эксплуатации, и разобраться с ней не возникнет никаких проблем.

Большинство запчастей можно окупить на обычном рынке. Если же поискать в интернете, то можно найти целый каталог запчастей от интернет-магазинов, которые занимаются продажей трелевочного оборудования.

Многие владельцы тракторов ТТ 4 сталкиваются с проблемой запуска мотора. Вот что может быть причиной этому:

  • Нехватка масла или топлива;
  • Попадание посторонних частиц в фильтры топлива и воздуха;
  • Неисправность системы зажигания;
  • Неверная настройка топливной смеси в карбюраторе.

Если от трактора ТТ 4 идет очень большая вибрация, то вот что необходимо проверить:

  • Есть ли топливо и масло в соответствующих отсеках;
  • Затянуты ли болтовые соединения по корпусу;
  • Правильно ли закреплено навесное оборудование или грузы;
  • Исправны ли гусеницы.
  • На последний пункт необходимо обратить особое внимание. Самым слабым и уязвимым местом трелевочного трактора являются именно гусеницы.

    Средний срок их эксплуатации составляет 2 года, потом они затупляются и приходят в негодность.

    Необходимо один раз в три месяца осматривать их на предмет серьезных повреждений, и, при необходимости, подваривать. На форумах есть большое количество фото и видео, как необходимо следить за состоянием этой детали ТТ 4.

    Видео

    Ниже приведен видео обзор трелевочных работ трактором ТТ 4 в зимний период:

    А вот видео обзор о работе ТТ 4 летом:

    Отзывы владельцев

    На форумах можно встретить большое количество фото и видео отзывов о работе с трактором ТТ 4. Вот несколько из них:

    Василий:
    «Отличная машина для лесозаготовительных работ. Она оборудована крепким щитом и мощной лебедкой. В освоении управления проблем не возникло. Зачастую применяется не только для трелевки леса, но и в качестве погрузчика. По своим техническим характеристикам отличная модель, но цена все-таки высоковата»

    Обзор и технические характеристики трелевочного трактора ТТ-4: разбираем вопрос

    Трелевочный трактор ТТ-4 предназначен для лесозаготовительных работ, трелевки мелких и крупных деревьев и хлыстов, вспомогательных работ, расчистки территории и подъездных путей.

    Применение

    При стандартной эксплуатации трелевочного трактора ТТ4 используют плуги и отвал-лопаты для зачистки лесной территории от грязи и снега.

    Таким же образом происходит подготовка почвы во время проведения строительства дорог.

    Если немного изменить конструкцию устройства, то можно использовать специальное навесное оборудования для проведения бурения, прокладки труб, монтажа столбов и проводке кабелей.

    Об истории модели. Отличия от «ТТ-4»

    В связи с существенными изменениями в требованиях к машинам для лесной промышленности,в 1987 году Алтайский тракторный завод запустил в серийное производство новую модельтрелёвочного трактора, призванного заменить широко распространённый в лесном хозяйстве«ТТ-4».

    В её значительно модернизированной версии– тракторе «ТТ-4М»– была увеличена грузоподъёмность, усилена проходимость, расширены возможности для монтажа специального оборудования. Кабина механизатора стала более комфортные условия работы; была увеличена мощность гидропровода; повышены показатели надёжности трактора и его рабочий ресурс.

    Рельефные и грунтовые условия эксплуатации трелёвочного трактора и спецмашин на его базе можно охарактеризовать как стабильно сложные и тяжёлые. Поэтому возможности выполнения лесозаготовительной и лесохозяйственной работыво многом определяются его проходимостью. Для усиления этого качества в «ТТ-4М» были увеличены значения таких параметров шасси, влияющих на проходимость, как база (до 2880 мм), колея (до 2050 мм), ширина гусеницы (до 550 мм).

    С той же целью увеличили до 2470 мм и продольную координату центра масс трактора-трелёвочника. В результате этого рабочая нагрузка, прилагаемая к кормовой части трактора, стала лучше уравновешиваться, более равномерно стало распределяться давление на катки. При грузовом ходе «ТТ-4М» передвигается с минимальным дифферентом, что тоже усиливает его проходимость.

    Данная модель трелёвочного трактора стала одной из самых распространённых на просторах СССР и СНГ и находилась в производственной программе завода вплоть до 2010 года, когда АТЗ официально прекратил своё существование. Тем не менее, и в настоящее время «ТТ-4» и его аналоги продолжают выпускать. Этим занимаются небольшие предприятия, образованные на «осколках» производственных мощностей бывшего гиганта советского машиностроения.

    Литература[править | править код]

    Колёсные широкого примененияКолёсные универсальные самоходные шассиГусеничные сельскохозяйственныеГусеничные промышленныеТрелёвочныеАрмейские

    Устройство трактора ТТ-4

    Двухместная кабина и дизельный двигатель трактора расположены спереди. Место водителя находится слева от двигателя. Для комфорта пассажиров, кабина оснащена обогревом и вентилятором. Сиденье оборудовано гидравлическими амортизаторами. Приборы для управления основным функционалом, движением трактора и шторками радиатора размещены на передней стенке. Рычаг для запуска барабана лебедки расположен на задней стенке. В кабине присутствует противосолнечный козырек, предусмотрены места для размещения аптечки и бака питьевой воды. У трактора продуманная система освещения и предусмотрена стеклоочистка. Щит и лебедка расположены сзади трактора, что позволяет выполнять работу погрузки и транспортировки древесины с максимальным удобством. Вес трактора ТТ-4 составляет 12800 кг.

    Читайте также:  Трактор ДТ-54. Обзор модификаций, устройство, отзывы

    Для защиты деталей и узлов от механических повреждений, дно рамы трактора оборудовано защитой. При транспортировке грузов, задние опоры предотвращают лишнюю нагрузку на трансмиссию и соединительные узлы. Она со щита сразу распределяется на раму трактора. Для присоединения дополнительного оборудования, на раме и бортах предусмотрены специальные приспособления. Комплектацию трактора возможно дополнить:

    • корчевателем
    • задней навеской
    • рыхлителем
    • толкателем
    • буровой установкой
    • бульдозером
    • сварочным агрегатом.

    Трансмиссия и подвеска

    Модель ТТ-4 оснащена задним ведущим мостом. Лебедка трактора ТТ-4 обладает тяговой силой в 12 тс и 9 тс (тс – тонна-сила), а максимальная нагрузка на щит составляет 6 тонн. Коробка передач, конечные передачи и задний мост жестко соединены между собой корпусами. В трансмиссию так же входят: раздаточная коробка, привод насоса гидравлической системы и карданная передача. Узлы системы управления трансмиссией расположены снаружи. Использование приводов управления обеспечивает:

    • плавную остановку и движение трактора с места;
    • переключение передач под нагрузкой во время движения трактора;
    • переключение диапазонов;
    • плавное и независимое включение вала отбора мощности;
    • включение первой передачи при остановке трактора;
    • маневренность и повороты трактора;
    • торможение и притормаживание трактора на склоне.

    12 скоростных режимов обеспечивает реверсивная коробка передач трактора ТТ-4 (4 назад и 8 скоростей вперед). Раздаточная коробка распределяет мощность двигателя между редуктором лебедки и коробкой передач. Балансирная подвеска трактора включает четыре подвески – по две на каждый борт. Задние каретки объединяют по три катка, а передние – по два.

    Двигатель трактора ТТ-4

    Дизельный двигатель АМ-01 МЛ имеет мощность 110 лошадиных сил. В среднем работает на скорости 1600 об/мин. Оснащен двигатель комбинированной системой смазки. Циркуляция смазки обеспечивается двухсекционным шестеренным насосом. Дизельное питание поддерживает работу насосов трактора – подкачивающего и топливного. От него также зависит работа воздухоочистителя, форсунок, трубопровода и топливного бака. Трактор может развить максимальную скорость в 20 км/час.

    Тракторы с дополнительным оборудованием

    Однорядный масляный четырехходовой радиатор, пятирядный водный радиатор и шторки регулируют тепловой режим. Пусковой двухтактный мотор ПД-10У и электростартер СТ-350 отвечают за запуск мотора. Трактор оборудован жидкостным подогревателем модели ПЖ-300. Он поддерживает нормальный режим работы и подогрев неработающего двигателя трактора после длительных стоянок в зимнее время.

    Топливная система очистки имеет три степени (используются фильтры грубой, тонкой и контрольной очистки). Уровень очистки воздуха в 98,5% так же достигался с помощью трех степеней очистки воздухоочистителя.

    Растущие требования производства стали толчком для появления трактора на базе ТТ-4 с расширенными возможностями. Таким образом, появилась модель ТТ-4М.

    Трактор трелевочный ТТ-4. Обзор модификаций, устройство, отзывы

    • Трактор ТТ-4
    • Обзор модификаций
      • ТТ-4М
      • ТТ-4М-01
      • ТТ-4М-04
      • ТТ-4М-06
      • ТТ-4М-07
      • ТТ-4М-15
      • ТТ-4М-16
      • ТТ-4М-17
    • Устройство
      • Кабина
      • Силовая установка
      • Ходовая, трансмиссия, КПП
    • Характеристики
    • Инструкция по эксплуатации
      • Обкатка
      • Техобслуживание
      • Основные неисправности и способы их устранения
    • Видео обзор
    • Отзывы владельцев

    Трактор ТТ-4

    Производителем тракторов ТТ-4, принадлежащих к 4 классу тяговых машин является Алтайский тракторный завод (АТЗ). Первый трелевочный трактор ТТ-4 сошёл с конвейера завода в 1969 году. Его выпуск продолжался на протяжение 40 лет и только в 2010 году прекратился (по причине закрытия АТЗ). Конструкция была столь удачна, а агрегат — надежен, что трактором заинтересовались другие заводы, перехватившие инициативу и наладившие небольшой выпуск этих универсальных и мощных тракторных машин.

    Не смотря на то, что данная техника уже не производится, листая частные объявления, нередко встретишь объявления о продаже трактора ТТ-4. В зависимости от состояния трелевщика, его модели и года выпуска, цена может варьироваться от 700 000 рублей, до 3500 000 рублей.

    Обзор модификаций

    Конструктора Алтайского тракторного завода стремились еще более усовершенствовать и без того мощную технику, так на свет появились модификации тракторной машины ТТ-4М на гусеничном ходу.

    Каталог трактора ТТ-4 перечисляет следующие модификации:

    Разберем более полно характеристики некоторых модификаций.

    Этот трактор получил трапециевидную кабину, смещенную влево, вместо двух сидений конструкторы оставили одно, кроме того, установлен более мощный двигатель А-01МРСИ производительностью 130 л. с.

    ТТ-4М-01

    Конструкция сильно упрощена, сняты платформа, барабан и лебедка.

    Трактор используется в качестве тягача (шасси), на котором устанавливается всевозможное целевое оборудование:

    • сучкорез;
    • бурильная установка;
    • кран;
    • валочная установка;
    • сварочный агрегат;
    • различная лесохозяйственная техника.

    ТТ-4М-04

    Этот трактор оснащен толкателем на гидравлическом приводе.

    • расчистка волоков;
    • подготовка погрузочных площадок;
    • окучивание пачек;
    • выравнивание комель и т. д.

    ТТ-4М-06

    Универсальный трелевочный трактор, оснащенный гидравлической навеской, может использоваться как для трелевочных работ, так и для проведения сельскохозяйственных работ с участием различных навесных и прицепных орудий.

    ТТ-4М-07

    Тракторная машина оснащена отвалом, позволяющим производить снегоочистительные и различные дорожные работы. Основное предназначение — трелевка древесины.

    ТТ-4М-15

    Трактор предназначен для корчевания пней и произведения уборочных работ, оснащен специальным собирательно-корчевательным агрегатом.

    ТТ-4М-16

    Эта модификация трелевочного трактора снабжена специальной рыхлительной насадкой, которая используется для выравнивания (разбивания) лежалого мерзлого грунта.

    ТТ-4М-17

    Трактор обустроен специальным клино-корчевательным агрегатом, использующимся для прокладки дорог через снежные заметы, расчистки завалов и уборки мусора.

    Трелевочный агрегат отличается высокой проходимостью, надежностью, отличными эксплуатационными характеристиками и ремонтопригодностью. В интернете вы всегда найдете иллюстрированный каталог запчастей для ТТ-4.

    Устройство

    Рассмотрим более полно устройство данной техники.

    Кабина

    На трелевочном тракторе ТТ-4 установлена бескапотная кабина на два места, одно — для водителя, второе — для стропальщика (в других модификациях трактора имеется только водительское кресло). Регулируемые гидравлическими амортизаторами сидения размещены слева от мотора. Щиток с приборами размещен непосредственно перед водителем трелевщика, к задней стене подсоединен механизм, приводящий в действие лебедку. Рядом со щитком приборов установлен механизм, управляющий движением радиаторных шторок.

    Разработчики трактора, с целью повышения комфорта внутри кабины, снабдили ее следующим оборудованием и вещами:

    • вентилятор;
    • стеклоочиститель;
    • подогреватель для лобового стекла;
    • солнцезащитный козырек;
    • стеклоподъемники;
    • аптечка;
    • термос.

    Силовая установка

    На гусеничном трелевочном тракторе ТТ-4 установлен шестицилиндровый дизельный двигатель А-01МЛ. Для защиты от перегрева мотора используется радиаторное охлаждение.

    Применяется два метода смазки силовой установки:

    • разбрызгивание;
    • подача под большим давлением.

    Дизельное топливо подается прямым впрыском непосредственно в камеру сгорания. Для очистки поступающего извне воздуха и дизельного топлива используются фильтры грубой и тонкой очистки (2 воздушных и 3 топливных).

    Для запуска дизеля используется бензиновый пускатель, оснащенный электрическим стартером (СТ-350), питающимся от аккумуляторной батареи. В холодное время года, для разогрева рабочих жидкостей и двигателя, дополнительно используются жидкостной подогреватель ПЖ-300.

    Отличительной чертой гусеничного тракторов ТТ-4 является упрятанный в бескапотную кабину мотор.

    Мотор, который спрятан в бескапотную кабину, хоть и снижает уровень комфорта водителя трелевщика, но позволяет высвободить место снаружи, увеличив обзор и снизив общий вес тракторной машины.

    Ходовая, трансмиссия, КПП

    Основой трелевочной машины является жесткая рама, состоящая из двух лонжеронов, соединенных (сваренных) друг с другом посредством прочных труб. Для увеличения прочности поверх рамы дополнительно надеваются крылья и бампер. Защитное днище прикрепляется к раме снизу посредством створок, угольников и болтов. Створки размещены под мотором и крепятся к раме при помощи шарниров и болтов.

    Ходовая трактора ТТ-4 представлена балансирно-рычажной подвеской, состоящей из двух задних и двух передних кареток, причем передние немного подрессорены (конструкция полужесткая). Каждая передняя каретка состоит из двух катков, а задняя — из трех. Натяжение гусениц осуществляется посредством кривошипно-винтового механизма, оснащенного мощными пружинами. К задним лонжеронам крепится платформа (погрузочный щит), состоящий из 2-х стальных листов, между которыми зажат слой древесины. Управление погрузочной платформой производится при помощи гидравлики.

    Трансмиссия двухдисковая, замкнутого типа, суха, состоит из:

    • механической коробки передач;
    • конечной передачи;
    • усиленного заднего моста.

    Управление муфтой осуществляется с помощью гидроусилителя. КПП механическая, четырехступенчатая, с “понижением” и “повышением”, обеспечивает 8 скоростей переднего хода и 4 реверса. Главная передача включает две конические шестерни со спиралевидными зубцами. Повороты осуществляются посредством планетарки с гидроприводом. На трелевочный трактор установлена тормозная система ленточного типа, также под управлением гидравлики.

    Характеристики

    Тип мотораА-01МЛ
    Мощность мотора81кВТ3
    Скорость двидения20 км/ч
    Давление на грунт44,13 кПа
    Частота вращения1600
    Расход горючего250 г/кВт*ч
    Объем бака135л
    База2,72 м
    Ширина гусениц0,5м
    Вес12,8т
    Нагрузка напогурзочный щит6 т
    Рейсовая погрузка комлями на щит14м3
    Рабочий объем, л9

    Инструкция по эксплуатации

    Изучая инструкцию к трелевочному трактору ТТ-4, целесообразно тщательно просмотреть следующие разделы:

    • Устройство трактора;
    • Технические характеристики;
    • Безопасность;
    • Пуск и обкатка.
    • Техническое обслуживание;
    • Устранение неполадок;

    Рассмотрим коротко некоторые разделы.

    Обкатка

    Процесс обкатки начинается сразу же после пуска силовой установки и длится около 8-10 часов. За это время все вращающиеся и движущиеся части трактора (особенно двигателя) притираются друг к другу, обеспечивая в дальнейшем эксплуатацию без частых поломок.

    Читайте также:  Трактор ДТ-175 (Волгарь). Обзор, устройство, характеристики, отзывы

    Обкатка проводится в несколько этапов:

    • Без нагрузок;
    • В пол нагрузки;
    • На полную мощность.

    По истечении 8-10 часов такой работы необходимо полностью заменить масло в картерах трактора.

    Техобслуживание

    Агрегат довольно неприхотлив, однако это не значит, что трактор совсем не требует к себе внимания со стороны механика.

    Необходимо проводить следующие работы:

    • каждые 100 проработанных моточасов полностью менять масло в картере двигателя, специалисты рекомендуют моторные масла марки М-10Г2к, можно использовать и М-10дм;
    • каждую проработанную 1000 моточасов производить замену отработанного трансмиссионного масла марки Тап-15в.
    • при консервации агрегата не забывать слить все рабочие жидкости.

    Основные неисправности и способы их устранения

    Разберем лишь одну неисправность — почему двигатель не заводится, глохнет:

    • В баке закончилось топливо (проверьте топливный бак дизеля и отдельно бензинового пускача).
    • Уровень масла в системе ниже допустимого.
    • Засорилась фильтрационная система.
    • Проблемы с ТНВД.
    • У бензинового мотора-пускателя не работает система зажигания;
    • Проблемы с карбюратором у пускача.

    Видео обзор

    Обзор работы трактора ТТ-4М-01

    Обзор проходимости трактором ТТ-4 по бездорожью

    Отзывы владельцев

    Николай, 48 лет:

    «Выносливый трактор, проходимость отличная — свободно проходит и по болоту, и в снегу и везде. Для лесозаготовок — незаменим, выполняет множество работ, управление очень простое, минимум электроники, максимум механики — ремонтируется без проблем.»

    Петр, 52 года:

    «Купил трелевщик 8 лет назад для своей фирмы. Трактор был потрепанным, были кое-какие неполадки, но дешевле купить поломанный агрегат по сходной цене и его отремонтировать, чем брать новье. Машина эксплуатировалась и в строительстве, и на лесозаготовках, пережила еще две серьезных поломки, но до сих пор в рабочем состоянии. Претензий к трактору нет, цену свою стоит.»

    Обзор трелёвочного ТТ-4: отзывы

    Трелёвочный трактор – специализированный транспорт для лесозаготовок. Назначение – транспортировка стволов с места заготовки до временного пункта складирования.

    Советская промышленность долгое время выпускала трелёвочный Трактор ТТ-4, с успехом трудившийся в лесных чащах.

    Знакомство

    Трактор родом из Алтая. Выпуск начат в 1969 г. За основу конструкции взята база ТДТ-75. Были выполнены доработки для повышения мощности и проходимости.

    Благодаря удачным конструкторским решениям, механизм получился прочным и долговечным. Выпускалась модель и её модификации до 2010 г.

    Конструкция

    Изделие барнаульских мастеров относится к гусеничным тягачам четвёртого класса. В основе лежит рамная конструкция.

    Гусеничный трелёвщик ТТ-4 имеет особенность – закрытое днище. В условиях бездорожья, наличие пеньков, коряг такое техническое решение позволило защитить узлы от повреждений.

    ДЛя уменьшения габаритных размеров, размещения чокерного оборудования, повышения манёвренности дизельный двигатель размещён внутри кабины. Впереди установлен плоский отвал. Назначение – расчистка площадки и перемещение на короткое расстояние предметов, стволов деревьев.

    В описание устройства лесозаготовительной техники входит знакомство с основными узлами:

    • рама;
    • кабина;
    • ходовая часть;
    • двигатель;
    • трансмиссия;
    • навесное оборудование.

    Прочная сварная конструкция, на которой базируются остальные части трелёвщика. Представляет собой трубы, соединённые между собой лонжеронами.

    К раме относятся бамперы, крылья, створки днища. Последние имеют шарнирную связь с силовой конструкцией.

    Кабина

    ТТ-4 трелёвочник снабжён кабиной бескапотного типа. Внутри два посадочных места – водительское и пассажирское для помощника (стропальщика).

    Расположение – слева от двигательного отсека (по ходу движения). Регулировка водительским сидением производится посредством гидроамортизатора.

    Передняя панель оснащена приборным щитком. Рядом – конструкция по управлению радиаторными шторками. Задняя стенка оснащена рычагом лебёдки. В штатную комплектацию входит:

    • обогреватель лобового стекла;
    • одиночный стеклоочиститель;
    • внутренний вентилятор;
    • водительская медицинская аптечка;
    • солнцезащитный козырёк;
    • термос.

    Боковые стёкла регулируются подъёмниками.

    Ходовая часть

    Натяжение гусениц осуществляется кривошипно-винтовым механизмом. Последний снабжён пружинным амортизатором. Применена полужёсткая подвеска балансирно-рычажного типа.

    Двигатель

    В дизельном двигателе трактора ТТ-4 находятся вертикально расположенные цилиндры. Используется 4-х тактный рабочий цикл.

    Применено водяное охлаждение. Подача топлива производится прямым способом. Смазочное масло подводится дважды: посредством разбрызгивания и продавливается насосом.

    Запуск основного двигателя осуществляется пусковым агрегатом. Последний оснащён электростартером. В холодное время года элементы силовой установки предварительно погружаются в тепло от подогревателя. Воздух проходит две стадии очистки, горючее – три.

    Трансмиссия

    Коробка передач на ТТ-4 имеет четыре ступени. Оснащена шестерёнчатым типом передачи крутящего момента.

    Имеет 8 скоростей при движении вперёд и 4, при обратном направлении. Главная передача состоит из группы конических шестерен со спиралевидным зубом.

    Передача крутящего момента на ходовую часть осуществляется сухим сцеплением. Оснащено муфтой с двумя дисками. Рабочее положение – замкнутое состояние. Управление производится педалью, через гидроусилитель.

    Навесное оборудование

    • передняя лопата-отвал;
    • погрузочная платформа;
    • погрузочный узел: лебёдка, редуктор, барабан и трос.

    Характеристики

    Технические характеристики ТТ-4 – совокупность свойств от ТДТ-75, двигателя, навесного оборудования

    Преимущества

    • хорошая проходимость по пересечённой лесистой местности и болотистому грунту;
    • экономичный двигатель (для своих времён);
    • нижняя защита рамы;
    • универсальность конструкции, – на основе базы ТТ-4 создана другая спецтехника.

    Недостатки

    • двигатель, установленный внутри кабины, создаёт дискомфортные условия машинисту;
    • повышенный вес, габаритные размеры по сравнению с аналогами;
    • невысокая скорость передвижения по дорогам.

    Трелёвочный трактор ТТ получил дальнейшее развитие. На базе созданы другие модификации, трактор ТТ-4М в нескольких вариантах. Новшества коснулись кабины, двигателя и навесного оборудования.

    Установлен мощный и экономный дизель А-01 МРСИ. Кабина стала одноместной. С ТТ-4М-01 сняли навесное оборудование и превратили в шасси (тягач).

    ТТ-4М-04 приобрёл новый толкатель с гидравлическим управлением. В состав ТТ-4М-07 входит бульдозерный отвал.

    Удачная конструкция трактора ТТ, технические характеристики которого до сих пор остаются востребованными среди лесозаготовителей, доказала надёжность временем. В лесу до сих трудятся трелёвочники, выпущенные в советское время.

    Обзор гусеничного трелевочного трактора ТТ 4

    Огромный трактор ТТ 4 с гусеничными колесами и специальной трелевочной системой выполняет свое основное назначение: транспортировка поваленного леса (деревьев, хлыстов). По тяговым характеристикам трактор относится к 4 классу, популярно его использование при погрузочно-разгрузочных работах с древесиной, ;ее перевозка, работа с различными прицепными лесозаготовками, дорожно-строительными машинами. Деревья, которые могут транспортироваться трактором, имеют средний размер, высота их штабеля не должна превышать 1 метра.

    Гусеничный трактор ТТ 4 выпускается на тракторном заводе на Алтае с 1969 года. Модернизировался трактор на основе модели ТДТ-75, по сравнению с которой имеет ряд более практичных узлов, благодаря которым его производительность возросла в разы.

    Устройство трелевочного трактора

    Рассматриваемая нами модель трелевочного трактора ТТ 4 имеет двухместную кабину, сидение в которой располагается с левой стороны от двигателя. Дизельный движок транспортного средства размещен в кабине, поэтому ее расположение называется передней. Все рабочее оснащение трактора ТТ 4 размещено в задней части транспортного средства. Рама его усовершенствована дном оборудованным защитным слоем, которое способно максимально защитить узлы и другие детали трактора от механическое негативного воздействия. Рабочее оснащение, которое состоит из двухсторонней лебедки и погрузочного щита, расположено таким образом, что технически удобно было выполнять трелевку дерева среднего и небольшого размера на верхний склад и погрузку крупного дерева на подвижный состав. Лебедка модели ТТ 4 имеет две скорости, отличается тяговыми характеристиками в 12 тс и 9 тс, а допустимая нагрузка на погрузочный щит не более 6 тонн.

    Щиток, на котором расположены приборы для контроля за движением трактора и выполнения основных работ, располагается на передней стенке кабины. Здесь же приспособлены механизмы управления шторкой радиатора. Барабан лебедки включается с помощью рычага, который приспособлен на задней стенке кабины.

    Трансмиссия трелевочного трактора ТТ 4 собрана из реверсивной коробки передач, имеющей 8 скоростей вперед и 4 – назад, сцепления, раздаточной коробки, которая равномерно распределяет нагрузку между основными деталями трактора, заднего моста и конечных передач. Подвеска модели ТТ 4 обладает четырьмя каретками, которые распределены по две с каждого борта. Меньший вал карданной передачи состоит из довольно упругих шарниров, размещенных на резиновых втулках. Другой вал имеет крестовины, которые расположены на игольчатых подшипниках. С помощью карданной передачи происходит передача силы от двигателя к другим устройствам трактора.

    Что касается двигателя трактора, то он имеет шесть цилиндров, которые позволяют ему развить мощность 110 л.с. Это дизель, который имеет рабочий процесс в 1600 об/мин. Дизель А-01 МЛ при номинальной мощности 185 г/л с ч имеет наиболее результативный расход топлива. С помощью питания дизеля обеспечивается работа топливного насоса трактора, топливных фильтров, воздухоочистителя, топливного бака, форсунки, подкачивающего насоса и трубопроводов. Топливный бак модели имеет объем 300 л. Система топливной очистки состоит из трех ступеней: грубого фильтра, тонкого фильтра и контрольного тонкого. Воздухоочиститель также имеет три степени очистки, очищая воздух на 98,5%.

    Обзор технических характеристик

    Новый трактор ТТ 4, технические характеристики которого отвечают мощному транспортному средству, по сравнению со своими предшественниками увеличил производительность на 20-25%. Транспортное средство имеет длину 6000 мм, ширину – 2500 мм, а высоту 2750 мм. Масса заправленного топливом трактора превышает 13,5 тыс кг, масса пустого – от 13 тыс до 13,3 тыс кг. Гусеницы трактора располагают удельным давлением на грунт 0,45 кгс/см2, ширина гусениц равно 500 мм. Транспортное средства ТТ 4 имеет клиренс 490 мм, колея имеет длину 2000 мм.

    На тракторе ТТ 4 рама и погрузочное оборудование более усилены чем у его предшественников. Нагрузка, которая передается на щит, не давит на трансмиссию трактора и его соединительные детали, при транспортировке нагрузка переходит непосредственно на раму благодаря специальным задним опорам щита. На картерах редукторов на бортах и раме транспортного средства предусмотрены приспособления для присоединения различного оборудования. К трактору можно подсоединить толкатель, корчеватель, рыхлитель, буровую установку, сварочную установку, бульдозер, заднюю навеску.

    Читайте также:  Обзор трактора Беларусь МТЗ-40. Описание, технические характеристики и отзывы пользователей

    Водитель трактора в кабине чувствует себя достаточно комфортно. Кабина обогревается, имеет распашные двери и окна. Кроме этого в кабине приспособленный вентилятор, качественные стеклоочистители, а сидение водителя регулируемое по горизонтали и имеет гидравлические амортизаторы. В кабине предусмотрено место для аптечки и бачка для питьевой воды, хорошо продумана система освещения, имеется противосолнечный козырек.

    Модель трактора ТТ 4 имеет модифицированный вид ТТ-4м. Модели данного вида, по отзывам пользователей, хорошо проявили себя в работе при низких температурах в суровых условиях северных регионов. Данные модели имеют широкий выбор комплектации, вплоть до современной системы навигации. По мнению водителей такое большое транспортное средство достаточно экономичное по сравнению с аналогичной техникой.

    Трактор ТТ-4 — универсальный трелевочник советских времен

    Трактор трелевочного типа модели ТТ-4 относится к советским гусеничным машинам четвертого тягового класса. Созданный для лесозаготовок, он оснащен крепкими гусеницами, чокерным оборудованием и защищенной снизу рамой.

    Трелевочный трактор ТТ-4

    Модель ТТ-4 родом с Алтая – серийно она стала выпускаться в 1969 году Алтайским тракторным заводом. За основу был взят трактор ТДТ-75, самый массовый в тот период. Для повышения производительности конструкторы дополнили устройство новыми элементами, в частности, поставили более мощный мотор. Данный агрегат и его модификации выпускались более 40 лет – до 2010 года, когда завод прекратил своё существование.

    Рамная конструкция этого трактора имеет одну особенность: закрытое днище. Это позволяет оградить механизмы от случайных поломок. В условиях леса, где встречаются бугры и коряги, это оказалось весьма полезным. Еще одним отличием является размещение дизельного мотора и муфты сцепления внутри кабины. Мотор закрыт капотом, боковые части которого легко снимаются.

    Назначение

    Трелевочник ТТ-4 и его модификации используются для перемещения на склады среднего и крупного леса, а также для его погрузки на лесовозы и специальные платформы. Кроме того, к нему можно прицеплять различные лесохозяйственные машины. Благодаря неприхотливости и способности работать в любых, даже наиболее суровых, условиях климата трактор оказывается просто незаменимым в северных районах.

    Преимущества и недостатки

    Плюсы трелевочного трактора ТТ-4:

    • Широкие гусеницы позволяют двигаться без проблем как по неровной лесной дороге, так и по болотистой местности.
    • Дизельный мотор имеет достаточно умеренный аппетит, что способствует экономии.
    • Машина универсальна – на ее базе могут собираться всевозможные специальные устройства.
    • Большой дорожный просвет повышает проходимость – мелкие неровности и препятствия остаются незамеченными.
    • Увеличенная сила тяги, высокая надежность и защита внизу рамы.

    Минусы:

    • Мотор, установленный внутри кабины, не добавляет комфорта.
    • Достаточно большой вес и габариты (по сравнению, например, с моделью ТДТ-55) снижают маневренность агрегата. В лесных условиях это минус.
    • Как и у всех гусеничных моделей, скорость передвижения не очень высока. Компенсацией этого недостатка служит малое давление на почву.

    Фото трелевочного трактора ТТ-4

    Устройство

    Двигатель

    Мотор на трелевочнике стоит дизельный, четырехтактного типа, с шестью цилиндрами, размещенными вертикально в один ряд. Охлаждение происходит с помощью жидкости. Топливо впрыскивается прямым способом, а смазка вносится дважды: под давлением и путем разбрызгивания. Пусковой мотор оснащен электростартером. Для зимних условий применяется подогреватель. Для отработанного воздуха используется двойная система очистки, а для горючего — тройная.

    Это конструкция сварного типа, состоящая из скрепленных трубами лонжеронов, на которых крепятся бамперы с крыльями. Также в состав рамы входят угольники с лобовым листом и створки днища. Эти створки под мотором имеют шарнирное крепление. Чтобы их закрыть, нужно закрутить болты, притянув тем самым днище к основанию рамы.

    Трансмиссия

    Сухое сцепление, у муфты которого имеется два диска, всё время замкнуто. Муфта сцепления управляется педалью с гидравлическим усилением. Четыре ступени механической коробки передач шестеренчатого типа обеспечивают вперед восемь скоростей, а в обратную сторону – четыре. Главная передача основана на двух конических шестеренках с зубьями спирального типа.

    Ходовая часть

    Используется балансирно-рычажная подвеска полужесткого типа. У нее имеется четыре каретки (две задние и две подрессоренные передние). С каждой стороны стоит по пять литых катков однорядного типа. Два катка относятся к передней каретке, три – к задней. Механизм натяжения гусениц кривошипно-винтовой, оснащенный амортизатором с пружинами.

    Рабочее оборудование

    В задней части рамы на лонжеронах находятся платформа для погрузки, работающая от гидропривода, а также лебедка, состоящая из редуктора и барабана, на который наматывается трос. На редукторе крепится механическая раздаточная коробка с двумя скоростями и реверсом. Тормоз с муфтой обгонного типа позволяет замедлить движение лебедочного барабана.

    Схема лебедки трактора ТТ-4

    Сварной щит для погрузки имеет деревянную прослойку между листами из стали. Впереди стоят резиновые буфера, а направляющий механизм движется на подшипниках. Гидроприводом щит сбрасывается с рамы, а также удерживается в этом состоянии, пока на него укладывают стволы. Еще приводом опускают нагруженный щит обратно на раму и поднимают пустой щит для транспортировки.

    Кабина

    Кабина имеет два места, которые находятся по левую руку от двигателя. Водительское сиденье регулируется с помощью гидроамортизатора. На передней стенке находится приборный щиток, а рядом — устройство для открывания радиаторных шторок. На задней стенке находится рычаг управления лебедкой.

    Технические характеристики

    Технические характеристики трелевочного трактора ТТ-4:

    ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
    Тип мотораА-01 МЛ
    Мощность мотора81кВт
    Скорость движения (максимум)20км/ч
    Давление на грунт (удельное)44,13кПа
    Частота вращения1600об/мин
    Число цилиндров мотора6шт.
    Ход поршня14см
    Диаметр одного цилиндра13см
    Расход горючего (удельный)250г/кВт*ч
    Объем бака для горючего135л
    Размер колеи2м
    База2,72м
    Ширина гусеницы0,5м
    Число опорных катков с одной стороны5шт.
    Число гусеничных звеньев69шт.
    Шаг одного звена15см
    Просвет0,5м
    Вес (сухой)12,8т
    Вес (с полной заправкой)13,1т
    Ширина2,5м
    Высота по кабине2,75м
    Длина6м
    Тип лебедкиоднобарабанная, с реверсом и двумя скоростями
    Диаметр лебедочного барабана0,29м
    Длина троса50м
    Максимально допустимые:
    — тяговое усилие лебедки на первой передаче117,7кН
    — тяговое усилие лебедки на второй передаче88,2кН
    Нагрузка на погрузочный щит6т
    Рейсовая нагрузка комлями на щит14м3
    Рейсовая нагрузка вершинами на щит18м3

    На видео трелевочный трактор ТТ-4 в работе:

    Модификации

    Особенность этой вариации — смещение влево кабины, которая стала одноместной, более удобной и приобрела форму трапеции. Справа от нее разместили мощный (и вместе с тем экономный) дизель А-01МРСИ. Уменьшилось давление на грунт. Далее – таблица параметров, которые отличаются от базовых.

    Технические характеристики трактора ТТ-4М:

    ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
    Тип мотораА-01 МРСИ
    Мощность мотора95,5кВт
    Давление на грунт (удельное)38кПа
    Расход горючего (удельный)227г/кВт*ч
    Размер колеи2м
    База2,88м
    Просвет0,537м
    Вес 9эксплуатационный)14,4т
    Грузоподъемность (максимум)68,7кН
    Ширина2,7м
    Высота по кабине2,957м
    Длина6,07м

    Видео обзор трелевочного трактора ТТ-4М:

    ТТ-4М-01

    Как уже упоминалось, у этой модификации отсутствует дополнительное рабочее оборудование (лебедка с барабаном и платформа). Машина служит в качестве шасси. Практически все параметры у нее аналогичны ТТ-М.

    Отличаются только несколько значений:

    ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
    Давление на грунт (удельное)33кПа
    Вес (эксплуатационный)12,6т
    Грузоподъемность (максимум)113,5кН
    Длина5,927м

    Фото трактора ТТ-4М-01

    ТТ-4М-04

    Еще один вариант модели ТТ-4М. На сей раз к нему добавили толкатель, управляемый гидравлическим приводом. С помощью данного приспособления значительно легче стало окучивать готовые пачки, выравнивать комли, готовить площадки для погрузки и расчищать волоки.

    Технические характеристики:

    ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
    Удельное давление на грунт (отвал поднят)39кПа
    Вес толкателя (с гидравлическим приводом)0,6т
    Вес трактора (с оборудованием)14,945т
    Грузоподъемность (максимум)113,5кН
    Длина трактора (транспортная)7,03м
    Ширина толкателя2,65м
    Высота толкателя0,9м

    ТТ-4М-06

    Особенность данного агрегата – наличие гидронавески. Кроме трелевочных работ, он может в тандеме с навесными и полунавесными орудиями использоваться в сельском хозяйстве. Удельное давление на почву здесь 37 кПа.

    ТТ-4М-07

    Эта модификация оснащена бульдозерным отвалом, что позволяет агрегату, кроме перевозки деревьев, расчищать площадки, подъездные пути и дороги, а также обустраивать места стоянок.

    Параметры:

    ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
    Удельное давление на грунт (отвал поднят)41кПа
    Усилие горизонтальное на кромке ножа (максимум)116,1кПа
    Усилие вертикальное на кромке ножаот 82,8 до 92,1кПа
    Вес трактора (с оборудованием)15,711т
    Длина трактора (транспортная)7,04м
    Ширина отвала2,86м
    высота отвала0,9м

    ТТ-4М-15, ТТ-4М-16 и ТТ-4М-17

    Первый трактор получил корчевательно-собирательное приспособление. Он дополнительно может корчевать пни с кустарником, а также сгребать их в кучи. Модель ТТ-4М-16 оснащена рыхлителем, выручающим, когда надо разбить слежавшийся или мерзлый грунт.

    Ссылка на основную публикацию